Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Хранитель памяти

[B]Самые дорогие экспонаты этого музея вынесены из сгоревшего спортзала первой бесланской школы 7 сентября 2004 года учительницей истории Надеждой Ильиничной ГУРИЕВОЙ-ЦАЛОЕВОЙ, которая была в заложниках с тремя детьми и потеряла там сына Бориса и дочку Веру. Среди них – простреленные учебники истории и методички, школьная форма ее Верочки… Созданный ею в новой школе – гимназии Зал памяти имени Героев спецназа стал таким же местом поклонения памяти погибших в теракте, как и разрушенный спортзал. Музей сентябрьской трагедии посещают более двух тысяч человек в год, в том числе учащиеся школ, студенты вузов, гости нашей республики.[/B]

О школьном музее, в котором хранят память о самом чудовищном в истории человечества теракте, рассказала его основатель, директор объединения "Школьный музей" Надежда Гуриева-Цалоева.

– Надежда Ильинична, невозможно представить, как вы нашли в себе силы пойти в школу спустя всего несколько дней после теракта…

– Невозможно было представить и то, что в мире случится такое чудовищное злодеяние. Но ведь случилось… После похорон осознала самое важное – мы обязаны свято хранить память о погибших, о военнослужащих, спасавших заложников ценой своих жизней. Если забудем о произошедшем, то, можно считать, победило зло, победили нелюди, поднявшие руку на детей. А пока в наших сердцах жива память, и наши родные живы…

– В объединение "Школьный музей" помимо Зала памяти входят и другие: славы, истории школы, этнографический, искусств. А с чего все начиналось?

– После того как была построена новая школа, мы установили в фойе мемориальные доски с фамилиями всех погибших учителей и учащихся. Этот уголок памяти – первое, что видят гости, когда приходят в нашу школу. Потом постепенно стали оформлять Зал памяти. Помимо вещей, которые я вместе с учащимися собрала в разрушенной школе, там много других экспонатов – письма и телеграммы со словами соболезнований и поддержки, которые приходили в Беслан со всего мира. Сувениры, подаренные заложникам, газеты и журналы с материалами о теракте, книги о событиях 1–3 сентября 2004 года, фото- и видеоматериалы – то, что снимали журналисты и документалисты. Музей истории школы мы собирались открывать еще до теракта. Экспонатами для него делились жители города, бывшие учителя, ученики. Все эти вещи мы перенесли сюда из старой школы. К нам все эти годы приезжает много гостей, и хочется рассказывать им не только о трагедии, но и знакомить с традициями нашего народа, поэтому создан этнографический зал.

– На создание школьного музея вы сами изыскивали средства. Многие из тех, кто приезжает в Беслан, останавливаются у вас дома. Хватает ли на все это вашей зарплаты учителя?

– Моя дочь Ирина по этому поводу шутит, что, пока я занимаюсь музеем, денег в доме точно не будет (улыбается). Но, конечно же, в создании музея мне многие помогали материально – списки с фамилиями благотворителей есть в каждом из залов. Я глубоко признательна им и всем, кто помогал морально – нашим учителям и ученикам, родным погибших в Беслане спецназовцев. Особая благодарность – сотрудникам Государственного Эрмитажа, которые делились с нами специальной литературой, своими знаниями, давали бесценные советы. И целой жизни не хватит, чтобы отблагодарить всех, кто был рядом с нами в те страшные дни, взял на себя частицу нашей боли…

– Все ваши гости оставляют в книге памяти записи – слова поддержки, добрые пожелания. А что говорят, о чем спрашивают во время экскурсии?

– Как и в спортзале, у многих на глазах бывают слезы – независимо от того, олимпийская ли это чемпионка Ирина Роднина, народный артист Евгений Миронов, генерал-полковник Виталий Маргелов или воспитанники военно-патриотического клуба "Клинок" из поселка Лобва. Говорят, пока своими глазами не увидели, не представляли масштаб трагедии.

– Наверное, не все решаются привезти к вам в музей учеников, боясь травмировать детей. А какую пользу может принести такая экскурсия?

– При всем желании мы, к сожалению, не можем изолировать детей от негативной информации, которой в современном мире очень много. А знать свою историю, интересоваться событиями, которые происходили в родной республике, нужно… Важно знать о Великой Отечественной войне, о подвиге дедов и прадедов, о традициях своего народа. У наших учеников благодаря музею меняется отношение к моему предмету – они находят и приносят какие-то предметы старины и бывают горды, если выставляем их в качестве музейных экспонатов.

– То есть музей может давать ученикам самые важные уроки в жизни – понятие о добре и зле, милосердии, помощи близким…

– Да, и, мне кажется, эти уроки для них важнее уроков химии и физики (пусть простят меня коллеги), потому что воспитывают в ребенке Человека, помогают осознать ценность жизни, вдохновляют на добрые дела, помогают стать будущими творцами мира. Хочется верить, что так оно и будет…

Автор: Бэла КУДУХОВА.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2319

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика