К великому сожалению, профессия хореографа стала сегодня, как считают многие, куда менее востребованной на рынке труда Осетии. Свою судьбу с этой профессией накрепко связывают лишь те люди, которые действительно живут танцем. И они мирятся с мизерной зарплатой, лишь бы получать удовольствие от любимой работы. Однако надо понимать, что мы говорим не о хобби, а о профессии, которая, как известно, должна приносить доход и обеспечивать материальное благосостояние человека.
Вот и выкручиваются последователи Терпсихоры, как могут. Зачастую наши представители танцевального искусства помимо творческой деятельности занимаются бизнесом либо параллельно работают в какой-нибудь государственной организации. Некоторые хореографы открывают собственные студии.
– Востребован ли сегодня в республике хореограф на рынке труда? Это по большому счету зависит от того, где он работает. К примеру, я – частник, у меня – своя танцевальная студия, я работаю сама на себя и потому могу содержать себя и свою семью, – так отвечает на этот вопрос руководитель студии национального танца "Artar" Алена Дзукаева. – Моим коллегам-бюджетникам приходится по понятным причинам намного труднее. Конечно, когда решивший "уйти на вольные хлеба" руководитель танцевального коллектива талантлив, да к тому же умеет правильно организовать свое дело, коммерческий успех его начинанию обеспечен. Но, увы, не каждый танцор может быть еще и "креативным менеджером" или бизнесменом. А создание танца – это творческий процесс, и обучить искусству сочинения танцевального номера и созданию хореографических постановок очень сложно…
…Трудно представить себе высокопрофессионального хореографа, который не любит свою работу. Ведь ежедневные многочасовые занятия с детьми, да и со взрослыми, могут привлечь лишь того, для кого эта профессия и впрямь, как бы высоко это ни звучало, стала целью и смыслом жизни. К примеру, взять художественного руководителя детского ансамбля. Он должен найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Сколько нервов, сил и труда он вкладывает в каждую репетицию, раз за разом объясняя детям те или иные движения, рисунок танца! А когда его воспитанники выходят на сцену, он за кулисами переживает за них куда больше самих юных танцоров. И все это, спросит кто-то, и спросит справедливо, ради 15 тысяч рублей?!
Художественный руководитель владикавказского детского ансамбля народного танца "Арфан" Зарина Мурашева – из тех хореографов, кто считает, что труд представителей этой профессии в республике сегодня явно недооценивают.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Темы и проблемы, поднятые в этом материале, не раз затрагивались на страницах «СО». Однако своей остроты они у нас в республике в последние годы не теряют – скорее, совсем наоборот. И газета вновь приглашает продолжить разговор о них наших мастеров танца – национального и не только. Ждем ваших откликов и мнений!
– Вы знаете, здесь так много всего сплетается: и человеческое недопонимание, и обстоятельства, с которыми ты сражаешься А труд хореографа – он ведь действительно очень тяжелый, и проблем у нас хватает с избытком. Но когда ты видишь на сцене конечный результат своей работы – это всегда потрясающе. Хотелось бы вот только, чтобы и оценивался он теми, от кого это зависит, так, как должен оцениваться, – подчеркивает она.
Каждый год Республиканский колледж культуры и Владикавказский колледж искусств имени В. А. Гергиева выпускают в "большую жизнь" несколько десятков молодых и талантливых профессиональных хореографов – ребят с горячими искорками в глазах. И лишь некоторым удается найти достойно оплачиваемую работу по специальности. В результате – не редкость случаи, когда одаренные молодые артисты изменяют своему призванию, меняют профессию на ту, которая позволит им прокормить семьи. Особенно – танцоры-мужчины и хореографы-мужчины. И кто положа руку на сердце их за это осудит?
Однако есть и другая точка зрения на этот круг проблем. Директор Республиканского колледжа культуры Лариса Цекоева, например, считает, что по-настоящему хороший специалист всегда найдет свое "место под солнцем".
– Доказательство тому – такие наши хореографы, как тот же, скажем, Валерий Суанов. Он сегодня востребован не только в Осетии, но и за рубежом, в Литве, куда его пригласила танцевать главную партию в спектакле "Отелло" известный в России и на Западе хореограф Анжелика Холина, – перечисляет она. – Начальник управления культуры АМС г. Владикавказа, молодой танцовщик и балетмейстер Алан Кокаев, выпускник ГИТИСа – фигура, имя которой на слуху в Осетии и востребовано в Москве. Еще будучи студенткой нашего колледжа, молодой хореограф Ирэна Тахоева с успехом пробовала себя в качестве постановщика многих республиканских массовых мероприятий. Ее имя тоже уже широко известно в Осетии. Так что я считаю: если молодой специалист хорошо образован, работает над собой и действительно профессионален, он в любой отрасли найдет себя. Как бы ни ссылались вокруг на "трудные времена".
…И тем не менее, наверное, все согласятся: профессия хореографа должна быть в Осетии, где к национальному танцу всегда относились с особым пиететом, не только престижной, но и достойно оплачиваемой. А эти две составляющие тесно взаимосвязаны. И друг от друга нынче неотделимы – как неотделимы друг от друга высокая поэзия и пресловутая проза жизни…