С Шота я знакома еще со времен учебы в училище искусств имени Валерия Гергиева, и он охотно поделился со мной своими впечатлениями от конкурса.
– У меня всегда любила петь мама, но у нее не было возможности обучаться музыке. Папа всегда очень громко разговаривал, причем неосознанно. От мамы мне досталась музыкальность, от папы – громкий голос. Все свое детство я всегда что-нибудь напевал, и дома, и в школе, и на улице. Мама поняла, что надо развивать способности, и отдала меня в музыкальную школу с. Октябрьского, где я был единственным мальчиком. Параллельно я занимался в секции вольной борьбы, и это уберегло меня от насмешек ровесников.
Маме надо сказать отдельное спасибо, она справлялась с моими капризами: когда я не хотел идти в музыкальную школу, она меня заставляла, и не зря. В какой-то момент я осознал, что раз начал, то должен чего-то достичь.
– Расскажи о своих педагогах.
– Я учился в Октябрьской музыкальной школе у Замиры Николаевны Тибиловой. Меня там так полюбили, что коллектив школы стал моей второй семьей. У нас был очень хороший директор – Зоя Алексеевна Кайтмазова, она всегда включала меня во все мероприятия. Я чувствовал, с какой любовью ко мне относятся педагоги, и меня это, безусловно, подкупало.
– А когда ты понял, что не можешь жить без музыки?
– Как-то я занял первое место в районном конкурсе "Звонкие голоса", потом в республиканском – "Звездочка Осетии". Ощутив вкус победы, я захотел продолжать заниматься.
После окончания музыкальной школы начался следующий этап жизни – я осознанно поступил в училище искусств в класс Нелли Ильиничны Хестановой. Она так хорошо меня подготовила, что, когда я приехал в Санкт-Петербургскую консерваторию, меня даже спрашивали, зачем я сюда приехал, называя готовым артистом. Я своими силами поступил на бюджетное место, о котором многие певцы мечтают, написал заявление и попал в класс к профессору Анатолию Николаевичу Киселеву. И ему я тоже должен сказать огромное спасибо, его основной принцип в работе: не навредить. Из баритона я переквалифицировался в тенора, не каждый певец справляется с этим, это было очень сложно, но нам с Анатолием Николаевичем удалось.
– Что было сложнее всего?
– Если в училище искусств я чувствовал постоянную поддержку педагогов и их заинтересованность во мне, то в консерватории ты как певец сам за себя в ответе. Но мне очень повезло с наставниками, которые встречались на моем пути. После окончания консерватории в 2015 году я прошел прослушивание в Академии молодых певцов, и меня, к моей радости, взяли. Большую работу с нами проводит постоянно Грайр Ханеданьян. Он сам тенор и очень мне помог, поделился секретами исполнения верхнего регистра.
– И, как мы видим, у тебя неплохо получается…
– Вот уже пять лет я пою тенором. А начинал с эпизодических ролей в детских спектаклях, первый раз я вышел на сцену малого зала имени Прокофьева в Мариинском театре в спектакле "Николенька Иртеньев". Потом спел несколько "маржовых" (второстепенных) партий: Прихожанина – в опере "Кола Брюньон", Крестьянина – в "Дочери полка". После этого Лариса Абисаловна доверила мне партию Моностатоса в опере "Волшебная флейта". Нужно было быстро все выучить, на эту роль было три кандидата, и когда я доказал, что смогу сделать это лучше, мне дали возможность выйти на сцену. Я всю неделю провел в гримерке, возле зеркала, погружаясь в образ, разучивая арии, монологи, песенки. После спектакля я получил прекрасные отзывы.
– После такого успеха ответственности и работы, наверное, прибавилось?
– Безусловно. Уже на следующий год я пел практически во всех детских спектаклях Мариинки, и это стало для меня колоссальным опытом. После этого мне доверили партию Кая в опере "Кай и Герда", я был дублером двух солистов – Ильи Селиванова и Саввы Хастаева и вышел на сцену в последнем спектакле на исторической сцене Мариинского театра в роли Кая, когда один из исполнителей заболел, а другой был на гастролях. Так сбылись мои мечты – спеть на всех трех сценах Мариинки с оркестром под управлением Валерия Абисаловича Гергиева и исполнить главную партию на основной сцене. Оказывается, если много работать, то мечты сбываются!
– А как ты попал на конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой?
– Не раз мои друзья становились победителями этого смотра, я всегда очень радовался их успехам, а теперь сам захотел себя испытать. Подал заявку на конкурс и очень ждал приглашения. И вот – свершилось! В первом туре я пел арию Каварадосси из оперы "Тоска" Пуччини, во втором – романс Рахманинова "Как мне больно" и получил премию за лучшее исполнение произведений Рахманинова из 129 человек. А в заключительном туре исполнил балладу Герцога из оперы "Риголетто" Верди.
– Ты был знаком с Еленой Образцовой?
– Я был знаком с Еленой Васильевной, она была очень светлым, открытым человеком с прекрасным чувством юмора. У нее многому можно было поучиться, она – яркий пример того, как можно достичь желаемого. Я хочу сказать каждому: не нужно жалеть времени и сил ради своей мечты, и тогда судьба обязательно улыбнется вам.