В современной градостроительной практике такие урбанизированные территории получили название "зеленые", "жизнеспособные", "умные" города. В частности, организация эффективной (умной) мобильности в условиях большого города предполагает создание интермодальных транспортных систем, которые основаны на сбалансированном использовании автомобилей и различных видов общественного транспорта. Создаются комфортные условия для пешеходных и велосипедных сообщений, а также альтернативные гибкие системы перевозки, предназначенные, в частности, для пожилых и маломобильных граждан. В настоящее время в большинстве удобных для жизни городов мира предпочтение отдается использованию общественного транспорта. Более того, ставится цель добиться соотношения доли общественного и личного транспорта в пропорции 80:20. Как применить эти стандарты к нашим условиям?
Территория Северной Осетии находится под постоянным отрицательным воздействием комплекса факторов, обусловленных высоким уровнем урбанизации с почти вековой историей. Они привели к загрязненности почвы. Наиболее напряженная ситуация по материалам специально уполномоченных государственных органов складывается в зоне деятельности Унальского и Фиагдонского хвостохранилищ, в городе Владикавказе, в придорожной зоне магистральных автодорог по обеим сторонам шириной около 200 метров. Экологическая напряженность в зоне розлива нефтепродуктов в Моздокском районе не ослабевает. В столице республики в аномалиях суммарный уровень загрязнения почвы в десятки раз превышает установленные нормы, что создает повышенный риск влияния этих компонентов на здоровье и работоспособность населения, особенно при продолжительной солнечной погоде.
Куда ведет прогресс?
За последние 100 лет возникли и выявлены ранее неизвестные болезни – эндокринные, аллергические, токсико-аллергические и лучевые, вызванные применением искусственных химических веществ, не существовавших ранее в природе. Антропогенные выбросы аэрозолей и агрессивных газов (окислов серы, азота, хлористого водорода, соединения фтора), загрязняющих биосферу, наносят огромный материальный ущерб различного типа и ценности зданиям, сооружениям, оборудованию, строительным конструкциям и материалам, в том числе имеющим историческое и культурное значение. В районах повышенного антропогенного загрязнения атмосферы двуокисью серы, сероводородом, окислами углерода цинковые покрытия крыш разрушаются в 2–4 раза быстрее, чем в сельских районах, за счет осаждения соединений сернокислого железа с избыточным содержанием серной кислоты. В отработанных выхлопных газах ДВС содержатся углеводороды – опасные для человека компоненты, вступающие при определенных условиях в реакции с окислами азота, в результате которых образуются новые газовые компоненты, отрицательно воздействующие на органы дыхания и слизистые оболочки человека. Сажа, содержащаяся в выхлопных газах дизельных ДВС, опасна как механический загрязнитель легких и активный переносчик канцерогенных веществ, так как на ее частичках обычно содержатся полициклические органические углеводороды.
Из-за устойчивого негативного влияния нефтепродуктового загрязнения на экологию окружающей среды в Моздокском районе уровень заболеваемости может расти, и такая тенденция связана именно с нефтерозливами от продуктопровода, ведущего на нефтебазу аэродрома военного ведомства. Как известно, в соответствии с действующим законом об охране окружающей среды "загрязнитель платит за нанесенный ущерб", значит, виновное ведомство обязано принять надлежащие меры по скорейшему устранению утечек в продуктопроводе и обеспечению первоначального уровня экологической безопасности в зоне ореола загрязнения, включая восстановление вреда, причиненного здоровью населения.
Что делать?
Зеленые насаждения не только поглощают из воздуха двуокись углерода, но и очищают атмосферу от окиси углерода, часто доводя его концентрацию до безопасной. Леса, особенно хвойные и эвкалиптовые, выделяют летучие вещества (фитонциды), которые подавляют болезнетворные бактерии – фитонциды тополя, эвкалипта губительно воздействуют на вирус гриппа, а фитонциды черемухи, чеснока, капусты задерживают рост туберкулезных палочек. Поэтому в воздухе городов с большой площадью зеленых насаждений содержание пыли, окиси углерода, окислов серы и других загрязнителей значительно меньше, чем в безлесных промышленных населенных пунктах. Сокращение "потребления" выбросов аэрозолей двигателями внутреннего сгорания (окислы азота, углерода, аэрозоли тяжелых металлов) с выхлопными газами успешно достигается за счет строительства подземных переходов на улицах с интенсивным движением автомашин и устройства пересечения улиц на разных уровнях. Еще один перспективный выход – применение солнечной энергии в качестве энергоносителя – значительно улучшает экологическую обстановку за счет практически полного исключения выбросов антропогенных и вредных газов в атмосферу воздуха.
Кто разрушает экологию?
Объектов деятельности человека, не меняющих состояние природной среды, не существует. Поэтому и разработаны нормативы, выполнение которых является необходимым, но сегодня они во многих случаях не соблюдаются субъектами права, поэтому создается напряженная экологическая обстановка в зоне их деятельности.
Это водозаборы с зонами санитарной защиты, преимущественно не отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям, очистные сооружения канализации, практически не имеющие биологическую очистку, стихийные свалки твердых коммунальных и строительных отходов, работа предприятий без локальных очистных сооружений, включая горную рекреационную зону, загрязненные нефтепродуктами территории и др.
Хозяйственно-бытовые сточные воды большинства населенных пунктов напрямую, без очистки попадают в открытые водоемы. Количество стоков превышает проектную мощность очистных сооружений; физически и морально устаревшие, они не соответствуют современным требованиям. В почвенном покрове городской среды на отдельных участках многократно зашкаливают допустимые нормы по суммарному содержанию вредных и опасных веществ.
Удельный вес проб, не отвечающих ГН 2.1.7. 2511-09 "Ориентировочно допустимые концентрации химических веществ в почве", по г. Владикавказу составляли: в 2013 г. – 56,2%; в 2012 г. – 50,8%; в 2011 г. – 38,7% . Из них наибольшая доля приходится на свинец (78,7%), кадмий (69,7%) и цинк (67,4%). Загрязнение почвы в динамике за 3 года остается стабильно высоким, имеет тенденцию к росту: за 3 года – на 15,7%.
Ситуация с отходами производства и потребления
Производство хозяйственно-бытовых отходов в Республике Северная Осетия – Алания колеблется между 0,5 и 1,2 кг на человека в день. Данные показатели имеют тенденцию к постоянному увеличению. Действующий полигон в г. Владикавказе давно перешагнул проектную емкость, не отвечает действующим нормативам хранения отходов производства и потребления. Идут выделение свалочных газов и вынос их ветром, периодически охватывая селитебную зону города и междугородную автотрассу. Такая обстановка создает дискомфорт многим людям, вызывает тревогу и беспокойство жильцов спальной зоны Северо-Западного и Затеречного районов, а также участников междугородного дорожного движения.
В настоящее время в РСО–А в год образуется около 250 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Большая часть из них (Владикавказ, Беслан, Гизель, Октябрьское, Михайловское) обезвреживается на мусоросортировочных комплексах. Однако в других районах (Ардонский, Алагирский, Пригородный, Ирафский, Дигорский, Правобережный, Моздокский) ТКО попадают на свалки, большинство из которых расположено недалеко от мест отдыха населения у берегов рек и водоемов и часто находится в процессе горения.
На прошлой неделе заместитель председателя Правительства РСО–А Ахсарбек Фадзаев встретился с прибывшими в республику представителями финской компании "Set CleanTech", которая реализует комплексные проекты управления отходами, включающего в себя глубокую сортировку и переработку твердых коммунальных и промышленных отходов с производством на их основе топлива, тепла и электроэнергии. На следующей неделе свои предложения представит чешская компания. Для коренного решения проблемы, на мой взгляд, необходимо создавать межрегиональный завод по переработке ТКО на комплексной основе, при которой отбираются приоритетные компоненты (70–80%) с незначительной частью хвостового хозяйства.