[B]Две монографии доктора филологических наук Елены БЕСОЛОВОЙ стали достойным вкладом в сферу развития гуманитарного знания.[/B]
"Концептосфера этнографической лексики в языковой картине мира осетин" – исследование с таким названием включило в себя детальный анализ вопросов, связанных с выявлением и системным исследованием осетинской этнографической лексики.
Эта лексика вобрала в себя понятия, связанные с бытом, хозяйством, обрядами, обычаями осетин, а также с дикими животными, птицами и насекомыми. В результате автор приходит к выводу о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, а также связи языка с историей и культурой народа. Положение само по себе в доказательствах не нуждается, но важно то, что приоткрыта интересная грань, которую еще предстоит изучить новым поколениям ученых. Речь идет о том, что национальная культура – это жизнь, окружающая и воспитывающая человека с детства. А корпус осетинской этнографической лексики содержит целую россыпь историзмов, архаизмов, еще только устаревающих слов, организовывающих образ национальной культуры в языке. Но это еще не все, так как осетинская лексикология развивается, и необходим исчерпывающий словарь "живого" языка с публикацией диалектной лексики. И труд ученого подтвердил, насколько важны определение динамики развития словарного состава, фиксация исчезающих лексических единиц. В данном контексте важен и факт их сохранения для последующих поколений в качестве реального отражения исторического наследия носителей осетинского языка.
"Язык обрядового фольклора" – эта работа Е. Бесоловой обращает на себя внимание интерпретацией народного творчества как особой жанровой системы с набором сюжетов, героев, изобразительных средств и обозначением кладезя народной мудрости "искусством слова", а также "элементом традиционной культуры". Язык фольклора рассматривается в итоге как метасистема и источник для реконструкции этнографических форм традиционной культуры. Что означают в данном контексте функции лука и лучников? Почему неоднозначна символика радуги в мифологии и чем доказывается архаичность обряда оплакивания у предков осетин? На эти и многие другие вопросы автор работы находит аргументированные ответы и доводы.