[B]Немцы-колонисты начали обосновываться на жительство на территории Терской области с 60-х годов ХIХ века. Только в одной ее столице, Владикавказе, в 1910 году проживали 568 горожан, принадлежавших к этой национальной диаспоре. [/B]
В селении Михайловском, например, где в 1889 году насчитывалось 508 ее представителей, выходцев из Верхней Саксонии, Бессарабии, Поволжья, немецким крестьянам принадлежали 1250 десятин земли и свыше 520 голов скота. А в Моздокском округе в начале ХХ века были основаны 10 немецких поселений. И, пуская корни в Осетии, немцы-переселенцы и здесь оставались верны своим традициям и обычаям, в том числе свадебным.
Старожилы-владикавказцы вспоминали, что свадебная обрядность немцев резко отличала их от остального местного населения. "Сватовство начиналось с визита жениха и его крестного в дом невесты. Для них накрывали стол, за которым проводили переговоры и обсуждали детали предстоящего торжества. Свадьбы не были пышными, обед был рассчитан только на близких родственников, остальные гости после венчания в церкви не приглашались к столу, а приходили на танцы к вечеру, – пишет в монографии "Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние" доктор исторических наук Залина Канукова. – Свадьба длилась два дня, невесту в доме жениха встречали с хлебом-солью. Навстречу приглашенным гостям выходили ряженые, которые за плату пропускали гостей к столу. За столом могли сидеть только женатые гости, холостяков к застолью не допускали. Свадебные столы сервировали молодые мужчины.
В отличие от русской невесты и казачки, немецкая невеста особым образом надевала венок: сверху вниз под волосы. Существовал специальный ритуал его снимания на второй день: жених снимал венок и выкладывал его на подушку, на колени невесты. Долгое время бытовал шуточный обряд: у невесты воровали туфельку, а дружки жениха должны были ее выкупить".
В конце ХIХ – начале ХХ веков немцы-крестьяне обычно венчались в праздничной национальной одежде, а дочери бюргеров – в нарядном платье из бархата и тяжелого шелка. На голову невесте традиционно надевали венчик-корону зеленого цвета, но к началу ХХ века ее вытеснил миртовый венок. Во время помолвки жених дарил избраннице колечко с камнем, перед свадьбой – еще одно, обручальное. А за день или два до венчания для молодых устраивался так называемый польтерабенд – шумная и веселая предсвадебная вечеринка. На этих вечеринках на всеобщее обозрение выставлялось приданое невесты и обязательно билась "на счастье" глиняная посуда, черепки которой жених и невеста потом убирали вместе.
Ключевым моментом немецкой свадьбы было венчание в кирхе. С этим днем связывалось немало суеверий и примет: считалось, например, что если в день венчания пойдет дождь, семейная жизнь у молодых, скорее всего, не заладится. Невесте по дороге в кирху нельзя было оглядываться: это тоже расценивалось как очень дурная примета. Чтобы уберечь молодых от "сглаза", перед входом в церковь чертили три креста, зажигали свечи, а выходивших из кирхи новобрачных осыпали горохом, рожью, чечевицей, желая им достатка в доме и здоровых детей.
После свадебного застолья гости преподносили молодоженам подарки. Фату невесты часто торжественно разрывали на куски, которые дарили как талисманы присутствовавшим среди гостей незамужним девушкам. А еще у немцев до сих пор бытует на свадьбах старинный обряд: жених и невеста должны вместе распилить на козлах толстое полено. Обряд вроде бы и веселый, озорной, но смысл у него – серьезный: это символ того, что делить все заботы и трудности, без которых никакая семейная жизнь не обходится, молодым отныне придется пополам. На двоих…