[B]Испанское имя народной артистки России и Осетии, звезды оперной сцены Долорес Билаоновой, чей голос отзывался в сердце каждого слушателя, трудно забыть. 11 ноября Доле, как ее ласково называли родные люди, исполнилось бы 80 лет. Невозможно и представить без нее развитие национальной музыкальной культуры Северной Осетии, куда она вернулась, несмотря на уговоры остаться работать в Большом театре.[/B]
Детство Долорес Билаоновой прошло в поселке Бурон, девочка росла в многодетной семье, где все были очень музыкальны. Отец и мать прекрасно пели, в доме постоянно устраивались музыкальные вечера. Папа играл на скрипке, мама – на гитаре, Доля – на гармошке, брат – на балалайке, почти все из детей, а их в семье было семеро, обладали музыкальными способностями.
Выпускница вокального отделения Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (педагог по вокалу Галина Мальцева), Долорес Билаонова проходила стажировку не где-нибудь, а в Большом театре под руководством выдающейся итальянской оперной певицы Тоти Даль Монте. Исполняла знаменитые партии Марии в опере "Мазепа" П.И. Чайковского, Аннины в "Травиате", пажа и графини Чепрано в "Риголетто" Дж. Верди, пела в тандеме с баритоном Большого театра Алексеем Большаковым. Находясь в труппе Большого, Долорес подружилась с Тамарой Синявской, солистами балета Майей Плисецкой и Владимиром Васильевым. Ей предлагали остаться, но Билаонова вернулась домой, в Осетию, которую любила всем сердцем.
Она не мыслила себя без музыки и сцены, в ее творческой биографии – целая галерея образов: Оллана из оперы "Оллана" Ильи Габараева, Кошер из "Ханты цагъд", Зарина из "Хамат и Зарина" Дудара Хаханова, Чио-Чио-Сан и Тоска из одноименных опер Джакомо Пуччини, Амелия из "Бала-маскарада" и Аида из "Аиды" Джузеппе Верди, Катарина из "Укрощение строптивой" Виссариона Шебалина, Мадина из "Женихов" и Тауче из "Тауче" Христофора Плиева, Марица из "Марицы" Имре Кальмана… Этот список можно продолжать и продолжать.
Вот как отзывается об артистке композитор Ацамаз Макоев:
– Долорес Николаевна Билаонова – легендарная личность, выдающийся музыкант, педагог и общественный деятель ХХ столетия, золотая страница в истории становления осетинской профессиональной музыки, в частности, вокального искусства и рождения осетинского музыкального театра. Ее неограниченные вокальные данные, искрометный талант и чарующей красоты голос позволили ей освоить весь репертуар, все значительные оперные партии русской, зарубежной и советской музыки. И этого с лихвой хватило бы Долорес Билаоновой, чтобы стать гордостью вокального искусства прошлого столетия. Но ей этого было мало, историческая заслуга Долорес Николаевны в том, что она жизнь и карьеру положила на развитие осетинской профессиональной музыки, создание нового репертуара и появления в Осетии профессионального музыкального театра. Ее талант и голос вдохновляли несколько поколений осетинских композиторов-классиков – Христофора Плиева, Илью Габараева, Феликса Алборова, Дудара Хаханова, Зинаиду Хабалову, Булата Газданова и Бориса Кокаева, которые писали для нее романсы, песни, оперы и оперетты, оратории и кантаты. И она считала это главным в своем творчестве и в своей жизни. И любовь к осетинскому слову в сочетании с музыкой пронесла через всю жизнь. Эту же тягу к родному она прививала и своим ученикам и последователям.
Заслуженный артист РСО–А, певец Вадим Чельдиев вспоминает:
– В годы учебы в училище искусств мне удалось познакомиться с Долорес Николаевной. Она – в числе моих первых кумиров, ее пение я не раз слышал по радио и телевидению. Когда студентом работал в хоре Театра оперы и балета, мне довелось стоять с ней на одной сцене. Знаю также, что театр открывался оперой Ильи Габараева "Азау", где она исполняла главную роль, и очень этим горжусь. Помню, как Долорес Николаевна пела партию матери Татьяны и Ольги в опере "Евгений Онегин" и как принимал ее зал. Мы все очень переживали, когда ее уволили из Музыкального театра, и для всей республики ее кончина стала большим ударом вскоре после этого увольнения.
С трепетом и нежностью написал о Долорес ее коллега, народный артист РСО–А Эдуард Дауров:
– Есть женщины, в которых красиво все: имя, внешность, походка, улыбка… К той, о которой хочу рассказать, испытываешь разные чувства: то восхищение, то раздражение, то радость, то сочувствие – в жизни ведь всякое случается. Она то оказывалась на периферии внимания, то в самом его центре. О ней говорили неоднозначно, но равнодушно – никогда. Однако всегда – и в лестных, и в неприязненных высказываниях – ее называют уменьшительно-ласкательным производным от ее полного имени – Доля… Доля была идеальным партнером на сцене. Она никогда не "вокализировала" – она жила на сцене жизнью своей героини. Она могла состояться где угодно, но предпочла Осетию. Ей не нужно было перебираться в Москву или Ленинград, чтобы доказать свою значимость. Хотя с концертами довольно часто она бывала и в этих великих городах, и во многих регионах как бывшего Союза, так и за его пределами. И везде ее встречали полные залы и благодарные аплодисменты зрителей… Времена приходят и меняются. И мы меняемся вместе с ними. Но у каждого времени есть символы и величины, отказ от которых лишает нас опоры и самобытности. Доля – из их числа. Такова ее доля!