В 30–40-е гг. XX века День джигита был праздником общекавказским и впервые был проведен в тогдашней столице Северо-Кавказского края и нынешнем центре СКФО Пятигорске. Весной 1936 года разукрашенный Пятигорский ипподром собрал почти 50 тысяч человек. В грандиозном параде участвовали более 1500 джигитов, 1400 физкультурников, 600 велосипедистов, представлявших Осетию, Дагестан, Чечено-Ингушетию, Карачай, Черкесию, Кабардино-Балкарию, терское и донское казачество и даже цыганский колхоз "Труд Ромен".
Позже традиция отмечать этот праздник утерялась и возобновилась только в 90-х годах в Ингушетии. День Джигита стал традиционным мужским днем, для него была выбрана новая дата – 1 марта, так как 23 февраля, когда по всей России отмечают День защитника Отечества, в Ингушетии и Чечне поминают жертв депортации 1944 года. С тех пор вайнахские мужчины отмечают свой праздник в первый день весны, вспоминая и восстанавливая традиции предков.
По словам учительницы родного языка Фатимы Мартазановой, "в этом празднике, который проводится каждый год, участвует вся школа. Предварительно среди девочек начальных, средних и старших классов проводится опрос на тему, кто является лучшим джигитом среди их одноклассников. Затем подводятся итоги, и на праздничном концерте троим джигитам-победителям вручаются грамоты и подарки. Все мальчики участвуют в викторинах, а девочки поют песни, посвященные им, на разных языках".
День джигита, который обычно регулярно отмечается в СОШ № 37, с этого года решили проводить во всех населенных пунктах Пригородного района, в том числе и в школах Тарского, Дачного, Майского, Чермена, Балта, Чми, Куртата, так же как и другие национально-культурные мероприятия. Обновление связывают с новым председателем общества "Даймохк" Альбертом Дарбазановым:
– Да, действительно, сейчас происходит небольшая перезагрузка нашего центра и мы хотим подключить к сотрудничеству жителей-ингушей из всех населенных пунктов Пригородного района – это, по официальным данным, около 26000 ингушей. Нам необходимо участвовать в общественной жизни республики, так как Осетия – и наша родина тоже. Наш центр тесно сотрудничает и с Домом дружбы, и с организацией "Наша Осетия", проводя совместные мероприятия, эту работу, безусловно, будем продолжать. Но для укрепления взаимоотношений, дружбы и мира между нашими народами планируем организовывать больше встреч на неофициальном уровне. Недавно в формате живой беседы общались со студентами педагогического института – это была встреча на тему "История культуры и взаимоотношений Северной Осетии и Ингушетии". Ведь Северная Осетия, как и Россия, богата многообразием этносов, и такое взаимное обогащение не только интересно, но и познавательно. Когда ты пропускаешь ценности одного народа через свою культуру, то начинаешь и лучше его понимать. Я считаю, что невозможно любить свой народ, не уважая традиции другого.
Но в школе № 37 национальность одна – "учащийся", так считают не только преподаватели, но и ученики. Каждый по желанию изучает свой родной язык, может учить и любой другой. Такая дружная атмосфера в детском коллективе, где учатся представители более чем 20 национальностей, разных конфессий, сложилась в нем давно, так как статус школы мира она получает, подтверждая его своими мероприятиями уже много лет в рамках всероссийского проекта "Сеть школ мира". В нашей республике юные миротворцы под руководством регионального координатора Виктора Беляева объединяют 27 школ уже больше десяти лет. В 2017 году карцинская школа вошла в тройку лучших СОШ по РСО–А в миротворческой работе, а наша республика стала лучшим регионом по этой программе.
"Сеть школ мира" – добровольческий проект, осуществляющийся по инициативе Музея миротворческих операций при содействии и поддержке Информационного центра ООН в Москве и регионов России. Основная задача – создание условий для обмена опытом работы российских и зарубежных образовательных учреждений, заинтересованных в гражданском воспитании школьников в духе культуры мира и миротворчества.
Гарегин Саркисянц, директор МБОУ "СОШ № 37":
– Наша деятельность не ограничивается пределами школы и поселка, мы выезжаем и в районы республики, и за ее пределы в рамках этого миротворческого проекта. Благо, транспорт у нас свой есть – школьный автобус и еще "Газель", которые также забирают школьников по утрам и развозят после по домам, в том числе и по близлежащим населенным пунктам.
Так же как День джигита, мы отмечаем все национальные праздники: Масленицу, День матери… Правда, текущий карантин немного сократил план мероприятий, но уроки толерантности проходят регулярно во всех классах. Также совместно и при поддержке Министерства по делам национальностей РСО–А у нас часто проводятся семинары для преподавателей по этой тематике.
Сегодня слово "джигит" немного утратило свой воинственный окрас, каким его воспринимали в те века, когда конь был основным мобильным средством передвижения. Но оно не утратило значение, ведь в наше время доспехами может служить кодекс чести, который есть у ингушского народа. Он называется "Эздел" и переводится как "поступать взвешенно". Благородное поведение ("эздел"), доброе соперничество ("яхъ"), честь ("сий"), стыд ("эхъ"), милосердие ("къахетам"), храбрость ("майрал"), смелость ("денал"), щедрость ("камаьршал"), мужество ("къонахчал"), терпение ("сабар") – его основные понятия, которыми руководствуются современные джигиты, живя в многонациональной Северной Осетии.