Человек, много лет живущий и работающий в Москве, но никогда не отдалявшийся от малой родины – Осетии. Той, которую прославляла, блестяще сыграв роли в известных фильмах "Два билета на дневной сеанс" (1966), "Капитан Немо" (1975), "Грачи" (1982), "Пропавшая грамота" (1972) и многих других.
Обладательница приза за исполнение наибольшего числа персонажей разных национальностей (к 60-летию образования СССР), лауреат премии Михаила Ломоносова в области литературы, культуры и искусства, многих медалей, грамот и благодарностей сегодня радуется успехам двоих сыновей и дочери, которых она воспитала вместе с супругом, доктором экономических наук, профессором Георгием Цаголовым. Впрочем, детей у нее намного больше, ведь многочисленные воспитанники "Катюши", тоже, кстати отмечающей юбилей – 25 лет со дня создания, – также свои, родные.
Земфира Цахилова родилась в беспокойном 1943 году в Алагире и росла, как она сама вспоминает, в атмосфере творчества: "Я училась достаточно хорошо, закончила школу с медалью и была достаточно передовой девушкой. Все думали, что стану крупным партийным функционером, было даже обеспечено место в Центральной комсомольской школе в Москве. Но ни наука, ни партийная карьера меня не прельщали. Месяц проучилась в мединституте, затем поступила на заочное отделение физмата пединститута. Параллельно работала во вспомогательном составе Осетинского театра, причем играла достаточно хорошие роли. Сцена манила к себе, и я отправилась в Москву, не имея там ни одного знакомого. Прибыла на Курский вокзал, взяла такси, единственное, что я знала – что буду поступать только в Щукинское. Серьезно готовилась, и неожиданно для меня самой все увенчалось успехом".
После окончания "Щуки" актриса работала в театре имени Моссовета и снималась в кино, где сыграла более 30 ролей. Причем перевоплощалась в разных героинь, а чаще всего ее приглашали на роли красавиц южных и восточных народов СССР.
Земфира Абрамовна до сих пор с теплотой вспоминает то удивительное время, когда в Театре Моссовета образовалось замечательное трио: Вадим Бероев, Татьяна Бестаева и она сама. "Нас там в шутку называли "осетинский кишлак". Я говорила: "При чем здесь кишлак? В Осетии нет кишлаков". Но название прижилось", – говорит актриса. И дополняет: "Совсем не потому там оказалась, что осетинка, и там уже работали мои земляки. Показалась Юрию Завадскому – главному режиссеру, он меня взял в театр. Только потом выяснилось, что я здесь не одна. А папа Тани Бестаевой – друг Цаголовых. Они много про него рассказывали, про то, как он снимался в "Абреке Зауре", какой успех вызвал в тридцатые годы этот фильм. И Таня была тогда такой красоткой, на которую весь Советский Союз и лучшие артисты Франции засматривались. Она много снималась. Бероев уже был ведущим артистом театра и кумиром тех, кто любил героическое советское кино".
Много ролей было сыграно и в кино, но больше наш сегодняшний юбиляр дорожит картинами, которые так и не вышли на широкий экран, сейчас их можно посмотреть в Интернете.
Как в театре, так и в кино актриса нашла себя. Но поиск чего-то нового привел к несколько неожиданному на тот момент повороту. В 1993 году Земфира Цахилова основала центр эстетики и красоты "Катюша" – некоммерческое образовательное учреждение для детей 4–17 лет. Они здесь изучают художественное слово, актерское мастерство, вокал, современные и народные танцы, этику и эстетику, работает в центре и театр высокой детской моды. Важно, что все занятия проводятся бесплатно. За годы работы выпущены более тысячи воспитанников, многие из которых поступили в театральные вузы. Видимо, лавры самой первой воспитанницы не дают покоя и последователям. Дело в том, что заранее было решено назвать центр по имени первого ребенка, который придет к актрисе. Таковой оказалась Катя Михайловская, чей талант раскрылся сполна – она снималась в передаче "Улица Сезам", в фильме "Волшебник Изумрудного города", в других картинах. Вот так и стало имя Катюша визитной карточкой кузницы талантов с конкурсом в более 15 человек на одно место.
"Когда мне довелось увидеть ее ребят, я был ошеломлен! Все, что они делали, было настолько ярко и необычно, что я тут же решил: Зифа со своей студией "Катюша" из всех нас, выпускников "Щуки" 1966 года, занимается самым нужным и важным делом", – отзывается заслуженный артист России, член Союза писателей РФ, режиссер Валерий Иванов-Таганский.
"Однажды я имел ниспосланную свыше возможность наблюдать, как Зифу даже не играют, а проживают дети, которые ждали ее в день ее рождения в апреле. Приехав поздравить Земфиру в ее уникальный центр, понял, что ее еще нет, а ее ждут дети и их родители. Так вот то, как они ждали ее, готовились, и вибрировало в воздухе ожидание Земфиры, могло сказать о ней больше, чем ее присутствие", – это уже штрихи к портрету в исполнении известного поэта Владимира Вишневского.
От корней нынешний юбиляр не отрывается: она – активный член совета Московской осетинской общины. "Удается ли вам при столь интенсивной деятельности и московской бурной жизни следить за тем, что происходит в культуре Осетии?" – на подобный вопрос всегда следует ответ: "Это моя святая обязанность. На гастроли или выступления любого нашего коллектива в Москве хожу обязательно!" Живо интересуется и путями-дорогами Осетинского театра, в свое время державшегося на таких режиссерах-колоссах, как Зарифа Бритаева и Георгий Хугаев, оказавших влияние и на ее судьбу в театральном творчестве. Так же, как народный артист СССР Владимир (Бало) Тхапсаев. "Владимир Васильевич был близок с семьей Цаголовых. Всегда, приезжая в Москву, а он был членом Верховного Совета СССР, останавливался у них, на улице Горького. И мое знакомство с будущим мужем произошло именно в этом доме благодаря Тхапсаеву. Он позвонил и сказал, что заедет за мной в Театр Вахтангова после спектакля. И заехал вместе с Георгием Цаголовым", – это тоже интересный факт из биографии Земфиры Цахиловой, от всей души желающий продолжения славных традиций театра – национального достояния Осетии…