[B]В 1981 году началось создание памятника Петру Барбашову. И только в 2018 году этот процесс завершился.[/B]
С позиции прошедшего времени легко рассуждать, справедливее будет говорить о деяниях нынешнего дня именно в плоскости градостроительного искусства Осетии. Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Но не все знают, что архитектурные творения, а монументальные тем более, так же как и музыкальные произведения, живут во времени и пространстве. Никакая скульптурная форма не может быть механически перенесена в архитектуру без учета местности, масштаба и целесообразности. Это главные условия, которые нельзя нарушать. Французский художник Леже, говоря о роли архитектора, часто называл его "шефом оркестра". Архитектура может и должна играть созидательную роль в построении осмысленной среды. Даже этих соображений достаточно для того чтобы ощутить всю сложность создания памятника Петру Барбашову под руководством заслуженного скульптора России Бориса Тотиева.
Решением этих проблем мне и было доверено заняться еще на стадии поиска идеи, т. е. добиться цельной, динамичной фигуры человека, совершившего подвиг. Необходимо было достичь предельной выразительности его внутреннего состояния, самоотверженности и целеустремленности монументальными средствами. Начать пришлось с архитектурно-планировочной композиции мемориального комплекса, предполагающей основные параметры: масштаб, материал (алюминий), благоустройство территории и главное - приближение к дороге самого памятника (фигуры бойца, отталкивающегося от постамента). Скульптура состоялась и активно вошла в единую композицию мемориала благодаря созданию протяженной насыпи-откоса, включающей существующий обелиск в честь погибших бойцов.
В дальнейшем совместными усилиями, чтобы скульптура имела выразительность, удалось добиться создания резких светотеней, подчеркивающих детали. Создать памятник Петру Барбашову удалось благодаря в первую очередь всем ветеранам войны, рабочим завода "Электроцинк" и упорному труду авторского коллектива.
Через тридцать лет сотрудники МВД смогли приумножить наследие в соответствии с духом времени. Композиция - памятник Петру Барбашову, Аллея Славы, дзот-музей - реально решает задачи военно-патриотического направления и встраивается в существующую пространственную систему мемориала.
Не вступая в особые противоречия, входная арка является все же декоративной. А чтобы постамент памятника соответствовал своему первоначальному стилевому решению (его фактура была выполнена по специальной опалубке), его надо восстановить. Лет семь назад ее почему-то оштукатурили. Поверхность потеряла текстуру (выглядит аккуратненькой шкатулкой), что не свойственно тому суровому времени. Желательно восстановить ту авторскую задумку. С удовольствием приму в этом участие. Все остальные новшества (орудия, благоустройство, освещение территории, дизайн), введенные в единый ансамбль мемориала "Барбашово поле", в значительной степени усилили впечатление от всего комплекса. Желательно, чтобы ансамбль был поставлен на учет в Комитете по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-А, поскольку каждые 10 лет надо проводить обследование металлических конструкций.
Сегодня мы - художники, архитекторы, дизайнеры, писатели, театралы, журналисты, - обладая большим количеством информации, пытаемся решать вопросы монументального искусства с помощью различных материалов, форм, пространств. Но еще не изобрели способа объединить все наши знания. Я неоднократно писал, что наиболее поэтичные идеи требуют наибольшего времени для исследования и претворения в жизнь. Делать простые вещи очень сложно. Сегодняшнее время похоже на эпоху барокко. И многие творцы как тогда, так и сегодня ограничиваются отражением эпохи только через призму своего видения. Надо признать, что это позволено лишь выдающимся мастерам, творения которых влияют на мысли и чувства многих поколений.