[B]Сегодня, в век информационных технологий, в каждой семье есть компьютеры, сотовые телефоны, планшеты… Вся эта техника с каждым годом совершенствуется, поэтому магазины, специализирующиеся на продаже так называемых технически сложных товаров, на нехватку покупателей не жалуются. Однако многие желающие приобрести умную аппаратуру сталкиваются с определенными проблемами.[/B]
– Количество обращений в Управление Роспотребнадзора по РСО–А, которые связаны с нарушением прав потребителей при покупке технически сложных товаров, растет ежегодно. В основном они касаются сенсорных телефонов, планшетных ПК, смартфонов и т.д., – рассказывает главный санитарный врач республики Алан Тибилов. – Так, в период с 1 января по 30 июня в наше управление поступили 183 таких обращения. Анализ жалоб показал, что следствием незнания потребителями Правил торговли и своих прав порой становится приобретение некачественных товаров.
– На что жалуются покупатели?
– На то, что не могут воспользоваться своим правом на проведение ремонта (гарантийного или негарантийного), в т.ч. на проведение проверки качества товара в уполномоченной от изготовителя организации в случае самостоятельного выявления какого-либо недостатка в товаре. Также жалуются на продажу аппаратуры ненадлежащего качества, непредоставление продавцом полной информации о товаре, на нарушение сроков рассмотрения требований потребителей и др.
– Какие меры принимаются вашими специалистами?
– По результатам расследования жалоб Управлением Роспотребнадзора вынесены административные наказания в виде штрафов на сумму в 30000 руб., а также предупреждения. В рамках предварительных проверок заявителям возвращены денежные средства в размере 51000 руб.
– Что входит в категорию технически сложных товаров, и каковы основные правила их продажи?
– Это один из самых сложных сегментов потребительского рынка, который включает современную технику, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, лазерные или струйные многофункциональные устройства, цифровые фото- и видеокамеры… – список огромный.
Согласно п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55, продавец, изготовитель обязаны своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора.
Образцы предлагаемых для продажи должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики. Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество, комплектность, наличие относящихся к товару документов, правильность цены.
Если стоимость сборки или установки включена в цену, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно.
Потребитель должен знать, что при оформлении договоров купли-продажи любых технически сложных товаров продавец обязан предоставить руководство по эксплуатации или паспорт изделия, гарантийный талон. Гарантии изготовителя прописываются в гарантийных талонах.
И в завершение скажу: для тех, чьи права нарушены, ежедневно в общественной приемной республиканского Управления Роспотребнадзора проводятся прием и консультирование по вопросам применения норм, связанных с защитой прав потребителей, в том числе при продаже технически сложных товаров.