В деле
Продажа контрафакта под видом горючего – далеко не новшество. Но лишь теперь, с открытием центра, у североосетинских водителей появилась возможность проверить качество топлива.
"Теперь все сомневающиеся в качестве используемого топлива (АЗС, АТП) могут обращаться в центр для проведения соответствующего анализа", – говорит директор вновь открытого ГБУ "ЦЭС ГСМ" Геннадий Дзебоев.
Центр экологической сертификации ГСМ по РСО–А как контролирующий орган начал функционировать на ее территории в 1999 году. В то время он полностью отслеживал качество поставлявшегося в регион топлива. Бензин проходил сертификацию в лаборатории и если не соответствовал стандартам, то юридическим лицам не выдавали разрешения на его слив из цистерн.
Всю эту систему "благополучно" отменили в 2016 году, тогда был отозван аттестат аккредитации. В 2017 году Министерство природных ресурсов и экологии РСО–А как учредитель центра поставило пред собой задачу восстановить его работу. В течение полугода благодаря усилиям министра ведомства Чермена Мамиева было реанимировано все необходимое для аналитического контроля и исследований оборудование. Оно прошло поверку в Ставрополе, Пятигорске и Владикавказе, что позволяет сегодня центру ставить под контроль воздух как рабочей зоны, так и атмосферный, сточные воды, а также определять качество дизельного топлива, нефти, бензина, мазутов, нефрасов (нефтяные растворители).
Один из важных моментов деятельности центра – формирование конкурсной документации для участия в тендерах и конкурсах на заключение контрактов.
Если говорить об исследованиях ГСМ, то их можно провести по жалобе или согласно заключенному с организацией договору. Цель работы центра в данном направлении Геннадий Дзебоев подчеркивает особо: "Наши исследования не проводятся исключительно на соответствие октановому или цетановому числу, это технический показатель. Задача центра – определение качества продукта: бензина и дизтоплива, его соответствие ГОСТам, влияние на состав атмосферного воздуха, экологию в целом".
Эксперимент
В республике, по данным центра, 50–-60% частных заправок. Ввиду отсутствия должного контроля за ними это становится настоящей проблемой для автовладельцев.
"СО" решила провести эксперимент по проверке качества топлива на АЗС республики после нашумевшей истории, которая прошла недавно в сети "Инстаграм", в ней фигурирует одна из автозаправок города Владикавказа.
Для анализа мы взяли пробы дизельного топлива (№1 и №2) и бензина АИ-92 (№3 и №4). Образцы с 4 случайно выбранных заправочных станций отвезли в лабораторию, где испытали их на соответствие ГОСТам.
Исследование провела Альбина Сугаева – инженер по метрологии Центра экологической сертификации ГСМ, занимавшаяся анализом качества светлых нефтепродуктов еще в годы процветания лаборатории. Эксперт отмечает, что махинации с дизельным топливом – самые распространенные.
Исследование состава горючего, в частности, фракционного, содержания фактических смол и доли серы заняло два дня. Что из этого вышло – Альбина Сугаева показывает наглядно.
На одном из первоначальных этапов эксперимента опытный образец, подлежащий очистке, потемнел уже через полчаса. "Активатор, который мы добавили в образец, окислил ненужные компоненты – смолы, асфальтены – и вывел их в осадок. Их количество в данном случае превышает допустимую норму", – говорит эксперт.
Ну, а чем все это чревато помимо удара по экологии, известно каждому, кто заправлялся некачественным топливом.
Итоги
Результаты исследования оказались неутешительными – более половины проб не прошло испытания. Выяснилось, что в нормативы ГОСТов, уложился только один образец под № 4.
В обоих образцах дизельного топлива (№1 и №2) обнаружено отклонение по двум показаниям: по фракционному составу и содержанию фактических смол. В первом образце концентрация фактических смол превышена в 1,5 раза, во втором – в 1,45. Обе пробы дизтоплива не соответствуют ГОСТам и по фракционному составу (разложение нефтепродукта по углеводородной составляющей). Образец №1 также не отвечает нормам по температуре помутнения.
Более интересные вещи оказались в пробе №3 – это АИ-92. "В образце под № 3 все параметры в норме. Но есть подозрение на наличие дополнительного компонента, который требует более точных исследований", – комментируют в центре.
Напомним, исследование не проводилось на соответствие октановому или цетановому числу, а было направлено на определение качества ГСМ, влияющего на атмосферный воздух.