Официальное признание взлета стоимости горюче-смазочных материалов проблемой – премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, как пишет издание "КоммерсантЪ", назвал ситуацию "очень нервной" – требует решения вопроса на самом высоком уровне. Компенсация потерь, связанных с топливными затратами сельхозпредприятий, – одно из популярных предложений по мерам господдержки, озвученных регионами. По данным издания, целый ряд регионов обратился к федеральным властям с просьбой поддержать пострадавших сельхозтоваропроизводителей.
Рекордов не будет
Помощь федеральных властей наиболее актуальна для малых и средних предприятий. Именно по ним сильнее всего ударил рост цен.
Председатель СПК "Колхоз "По заветам Ильича" Пригородного района Галина Макушева говорит, что прибыли в этом году ждать не стоит – и без того непростую ситуацию, сложившуюся из-за роста цен на ГСМ, в хозяйстве усугубляют долги. Отчасти по этой причине СПК не в силах полностью обрабатывать свои земли: в этом году было засеяно около 250 га, остальная площадь отдана местным жителям под аренду.
Две недели назад в хозяйстве убрали ячмень на 43 га, в среднем на гектар вышло 27 центнеров.
"Хотя мы и не в убытке, но прибыли такой нет, чтобы можно было планировать закупить технику или запастись ГСМ. Поэтому при проведении осенне-полевых работ покупать дизтопливо, как и теперь, будем по мере необходимости. Сейчас нам это обошлось, честно сказать, очень дорого. Если раньше оно стоило 18–20 руб. за литр, то сейчас 42–45 руб. А цена на ячмень как была 7–9 руб., так и осталась", – рассказывает Галина Макушева.
Собеседница "СО" сетует на то, что реализовать культуру по более высокой цене, несмотря на ее востребованность, нет возможности: "никто не возьмет", а вот покупать ГСМ приходится: "надо сеять". В таких условиях основной культурой аграриев становится кукуруза – о севообороте, позволяющем обеспечивать максимальный урожай, как правило, никто не думает.
Дизельный генератор убытков
На рентабельности другого хозяйства негативно сказалась прошлогодняя засуха. Тогда оно потеряло 17 млн руб.: сгорели все засеянные поля, а это 2 тысячи га. Убытки, которые понес СПК, плюс рост цен на топливо в текущем году не дают хозяйству восстановиться и сегодня.
"Из-за трудностей, с которыми столкнулись в прошлом году, мы не смогли запастись ГСМ до повышения цен. В эту посевную кампанию покупали по мере необходимости, бывало, брали и по 100 литров – все за счет частных займов. Для нас, как и для большинства сельхозтоваропроизводителей, сложившиеся цены на ГСМ фактически означают работу себе в убыток – за тонну дизельного топлива надо отдать около 7–8 тонн зерна. Ситуация просто дикая!" – рассказывает руководитель СПК.
По его мнению, компенсация потерь, связанных с ростом цен на топливо, если не полностью, то часть затрат возместить сможет. Здесь важным остаются условия ее предоставления.
"Сейчас в целях экономии литр дизтоплива мы покупаем по 35 руб., надо понимать, что оно не соответствует ГОСТу. Хорошее топливо меньше, чем за 40 руб., не купишь. Но даже не в этом вопрос, – поясняет представитель аграриев республики. – У нас на заправках на данный вид топлива даже чек не выдают…"
Дизельное топливо, как известно, нужно на всех этапах сельхозпроизводства – и при посеве, и при обработке почвы. В прошлом году техника этого СПК проработала на полях с марта по ноябрь. Затраты на ГСМ составили более 8 млн руб. Какими они будут в этом году – страшно представить, говорят аграрии.
О статистике
По данным регионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Северной Осетии, по состоянию на 31 июля 2018 года цена 1 литра дизельного топлива составила в среднем от 40 до 45,99 руб. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года рост по этому показателю – от 14 до 20%. Самая высокая цена сегодня – 46 руб. за литр, низкая – 40 руб.
На территории республики порядка 60 предприятий и более 100 АЗС. В УФАСе по РСО–А предоставляют данные 7 наиболее крупных компаний.
Урожай со страховкой?
Обещают ли поддержку сельхозпредприятиям в нашем регионе, пока неясно. В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РСО – А программу о господдержке на общероссийском уровне подтвердили, но соответствующих документов, дающих ей право на компенсацию, в ведомстве нет. На вопрос, есть ли в республике запасы дизеля, "СО" ответили: "Запасы дизтоплива делают сами сельхозтоваропроизводители. На сегодняшний день дефицит не ощущается. Беспокоят разве что только цены".