Очевидны предпринимаемые государством меры, направленные на стимулирование предпринимательской инициативы, это и мораторий на плановые проверки контролирующими органами, и замена штрафа предупреждением за впервые совершенные правонарушения, и предоставление различных мер государственной поддержки, в том числе, государственных и муниципальных преференций.
Большинство предпринимательских начинаний, от скромной торговой точки и до крупного производственного бизнеса, невозможно реализовать без использования топливно-энергетических ресурсов.
Вопросы заключения договоров та технологическое присоединение, на поставку воды, электроэнергии, газа зачастую являются непростыми даже для бизнесменов со стажем, не говоря о начинающих предпринимателях. По сути, в такой ситуации поставщик соответствующего ресурса является экономически сильной стороной, занимающей доминирующее положение.
К тому же ресурсоснабжающая организация располагает штатом необходимых специалистов, обеспечивающих подготовку договоров, максимально направленных на защиту интересов именно поставщика ресурса, а не его контрагента.
Предприниматель же, меньше разбирающийся в вопросах юридического сопровождения бизнеса, чаще всего соглашается с предложенной редакцией многостраничного договора. Некоторое время спустя он сталкивается с ситуацией, когда поставщик на законных основаниях (в соответствии с договором) требует оплаты дополнительных услуг, угрожая (либо даже осуществляя) прекращением поставки электроэнергии, газа, иного ресурса.
Однако не следует забывать о том, что и поставщик ресурса, и его покупатель – субъекты гражданского оборота, равенство которых провозглашено статьей 8 Конституции Российской Федерации, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О защите конкуренции" и многими другими законами и подзаконными актами.
Так, статья 426 Гражданского кодекса определяет публичный договор как договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливает его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Статья 445 Гражданского кодекса регламентирует порядок заключения публичного договора.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Закон "О защите конкуренции" в статье 10 устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (физических лиц).
В частности, запрещается:
• навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных нрав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
• экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами,
В случае поступления обращений заинтересованных лиц, указывающих на признаки злоупотребления доминирующим положением, антимонопольный орган принимает меры в виде направления монополисту предупреждения о прекращении соответствующих действий (бездействия) либо возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательств в предусмотренных законом случаях.
Вопросы технологического присоединения к электрическим сетям также нормативно урегулированы постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. №861, несоблюдение правил технологического присоединения сетевой организацией чревато серьезными штрафами.
Таким образом, законодательно установлен широкий спектр возможности заинтересованных лиц для выражения несогласия с предлагаемыми поставщиками ресурсов условиями.