Предыстория
2–3 июня 1936 года на заседании бюро Северо-Осетинского обкома ВКП(б) было принято решение о строительстве в городе детской железной дороги. Трасса будущей железной дороги должна была пройти от пехотного училища, ныне здесь штаб 58-й армии, вдоль Военно-Грузинской автомобильной дороги до поселка Редант. Решили передать из трамвайного депо на баланс детской железной дороги два старых узкоколейных трамвайных вагона. Однако строительство железной дороги так и не началось. Только через 30 лет в столице Северо-Осетинской АССР снова приняли решение построить детскую железную дорогу. С этим предложением выступил первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС Билар Емазаевич Кабалоев. 3 октября 1966 года исполком Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся своим решением утвердил проект ДЖД на южной окраине города, определил заказчика – Управление капитального строительства при Совете Министров СОАССР и подрядчика – трест "Орджоникидзетрансстрой" Министерства транспортного строительства СССР. Кстати, указанный трест данного профиля был единственным на Северном Кавказе.
С 4 по 6 октября 1966 года в республике проходил Съезд женщин республики, на который были приглашены почетные гости: первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова и дочь Серго Орджоникидзе Этери Григорьевна (на снимке). Учитывая это, исполком Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся предложил В. В. Терешковой и Э. Г. Орджоникидзе принять участие в церемонии начала строительства детской железной дороги. Завершить строительство планировалось к 7 ноября 1967 года в ознаменование 50-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, а по окончании присвоить дороге имя первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
Серебряный костыль
Ввиду того что решение о строительстве было принято 4 октября, в экстренном порядке стали завозить необходимые для строительства железнодорожного полотна материалы: балласт, шпалы, рельсы, крепежный материал. Необходимы были специальные рельсы для узкоколейной железной дороги. Таких в тот момент в республике не было, поэтому завезли трамвайные рельсы. Учитывая, что мероприятие торжественное и так называемый серебряный костыль будет забивать
В. В. Терешкова, подкладку и костыль хромировали – то есть придали серебряный оттенок.
5 октября Валентина Терешкова забила первый серебряный костыль в полотно будущей железной дороги.
Строительство ДЖД было объявлено ударной комсомольской стройкой и началось весной 1967 года. Вначале путейцы демонтировали не соответствующий трамвайный рельс, крепежи и первый костыль и принялись монтировать соответствующие узкоколейные железнодорожные рельсы. Лето 1967 года выдалось дождливым. Это здорово осложняло ведение строительных работ, тем не менее они велись ударными темпами.
Уже 5 октября 1967 года был назначен начальник ДЖД – Николай Бесаев. Дорога была построена в намеченный срок и торжественно открыта, а вот "серебряный костыль" не использовали, поскольку он не соответствовал технологическим требованиям дорожного строительства. 30 октября 1967 года начальник Орджоникидзевского трамвайного управления Борис Лазаров в торжественной обстановке подписал акт о приеме ДЖД в эксплуатацию в составе трамвайного управления.
В тот же день состоялся митинг, посвященный этому событию. Митинг открыл первый секретарь горкома КПСС Лев Цогоев. В качестве почетных гостей на нем присутствовали первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС Билар Кабалоев, первый секретарь горкома ВЛКСМ Казбек Доев, начальник Северо-Кавказской железной дороги Герой Социалистического труда Александр Кимстач, управляющий трестом "Орджоникидзетрансстрой" министерства транспортного строительства Тасолтан Тибилов.
Кстати, именно он изготовил тот самый "серебряный" костыль, который до сих пор хранится в нашем доме как память об отце.
По окончании митинга Билар Кабалоев перерезал ленточку, объявив детскую железную дорогу открытой. Тут же толпа детей хлынула к вагонам, и уже через несколько минут дежурная по станции ученица восьмого класса школы № 16 Наталья Соболева дала сигнал отправления шестивагонному поезду, который вел ученик седьмого класса школы-интерната № 2 Георгий Паршин.
Однако уже на следующий день движение по детской дороге закрылось до весны. За зиму юные железнодорожники прошли необходимый курс
обучения. 2 мая 1968 года после проведения торжественной линейки состоялось открытие регулярного движения поездов и первого сезона летней учебно-эксплуатационной практики, а гудок тепловоза известил о рождении новой железнодорожной магистрали Малой Северо-Кавказской детской железной дороги имени В. В. Терешковой. Именно этот день коллектив дороги отмечает как день рождения Владикавказской ДЖД.
"Пионер", "Казбек", "Космос"…
Подвижной состав изначально состоял из тепловоза ТУ-056 и шести пассажирских вагонов Pafawag. Пассажирские вагоны имели собственные имена: "Пионер", "Казбек", "Космос", "Орленок". С 1977 года весь состав стал называться "Осетия" – по названию скорого поезда "Москва – Орджоникидзе". В начале 1980-х годов планировалось оснастить дорогу паровозом ГР-329. Он был доставлен на станцию Орджоникидзе, но на детскую железную дорогу так и не попал. В 1989 году на ДЖД поступил новый тепловоз ТУ 7А-2991. Осенью 2011 года парк дороги пополнился новым тепловозом ТУ 10-009 и тремя пассажирскими вагонами ВП 750.
С момента постройки ДЖД находилась в подчинении Орджоникидзевского трамвайного управления. В январе 1977 года в городе вступили в эксплуатацию троллейбусы. Забот у трамвайного управления, преобразованного уже в трамвайно-троллейбусное, стало намного больше, и потому 1 февраля 1977 года детскую железную дорогу передали в подчинение МПС – на баланс Северо-Кавказской железной дороги.
В 1981 году Сергей Тимофеевич Кононов, начальник Малой Северо-Кавказской железной дороги (г. Ростов-на-Дону), загорелся идеей возрождения паровозной тяги на своей дороге. Попутно он раздобыл паровозы и для других детских железных дорог Северо-Кавказской магистрали: Владикавказской и проектируемой Грозненской. Владикавказской ДЖД достался паровоз марки ГР-329. К сожалению, во Владикавказе не нашлось энтузиаста, способного организовать нелегкий процесс "оживления" паровоза. Он остался невостребованным и на детской железной дороге так никогда и не появился, много лет простоял на платформе у пакгаузов станции Орджоникидзе широкой колеи. Дорога же продолжала использовать имевшиеся с момента открытия тепловоз ТУ 2-056 и шесть пассажирских вагонов Rafawag польской постройки. Впрочем, активно пользовались только четырьмя вагонами. Еще два стояли облезлые и некрашеные в резерве депо. И только в середине 1980-х годов их привели в порядок. А спустя несколько лет дорога получила в свое распоряжение еще один тепловоз – ТУ 7А-2991. Со временем были списаны два вагона Rafawag. В 2011 году произошло новое пополнение парка подвижного состав – дорога получила с Камбарского машиностроительного завода тепловоз ТУ 10-009 и три пассажирских вагона ВП 750.
"Пробегают паровозы –привет героям!"
Многое изменилось в жизни Северной Осетии после распада СССР. В 1990 году город снова, как и до 1931 года, стал называться Владикавказом. Осенью 1992 года вспыхнул осетино-ингушский конфликт. Во время боевых действий погибло много людей. В их числе оказались и первый машинист Владикавказской ДЖД Георгий Паршин, кадровый военный, воевавший в Афганистане, и Владимир Сланов, в 1970–1980-е годы работавший инструктором детской железной дороги. Оба они похоронены на Аллее Славы рядом с детской железной дорогой.
В лихие 90-е Владикавказская ДЖД не раз становилась жертвой злоумышленников. То разобрали 100 метров пути и сдали рельсы в металлолом, то попытались отнять здание депо. Добротное капитальное здание, да еще и с собственной котельной, было лакомым куском. К счастью, тогдашнему начальнику дороги Виктору Иванову удалось отстоять свое хозяйство, а внутри кольца ДЖД в 2000 году был открыт городской зоопарк, вызывающий неподдельный интерес у юных пассажиров.
На новые рельсы!
В ходе подготовки к полувековому юбилею детской "железки", как называют дорогу, было заменено все верхнее строение пути – рельсы, шпалы, установлены камеры видеонаблюдения, заменено освещение. К услугам маленьких пассажиров три вагона, все они в отличном состоянии, каждый рассчитан на 36 человек.
Ремонтные работы проведены и во внутреннем здании депо. Кроме того, было получено новое оборудование для учебных классов. Большой интерес вызывает кружок железнодорожного моделирования, где дети, а также люди с ограниченными возможностями здоровья под руководством квалифицированных инструкторов могут заниматься абсолютно бесплатно.
Когда детская железная дорога начнет функционировать в полную мощь, у нее появятся все шансы вновь стать кузницей будущих кадров для РЖД: проводников, ревизоров, дежурных по станции, машинистов.