Приезд высокого гостя был ожидаем – Александр Матовников выполнил свое обещание, данное в первый свой визит, что доказывает: для него РСО–А – особый регион, ведь бывал здесь в непростые для республики дни (расследовал обстоятельства штурма школы в Беслане. – Прим. ред.)
Символично, что первым делом полпред посетил мемориальный комплекс с Казанской часовней на месте взорванного в 2003 году госпиталя. Подъехал он к Моздоку по дорогам, которые чуть позже на совещании с главой республики Вячеславом Битаровым и членами правительства назовет самыми худшими в СКФО.
"Дорога, по которой мне пришлось ехать: "Прохладный – Моздок" – отвратительная. Это проблема, которая бросается в глаза. Это не дороги – их нет", – сказал Александр Матовников.
По ямам и ухабам пришлось добираться полпреду и до следующего объекта – поликлиники на ул. Кирова. Здесь идет реставрация онкологического отделения, которое планируют открыть в январе 2019 года.
Строительство социально значимого объекта было начато в 1990 году, однако ввиду отсутствия финансов неоднократно останавливалось. С конца 2010 года в здании открылись кабинеты врачей поликлиники для взрослых, детская поликлиника, были размещены и лаборатории (блоки А, Б и частично Г). Для ввода объекта в эксплуатацию в полном объеме необходимо завершить работы в блоках В и Г (2й и 3й этажи), а это 110,1 млн руб. из бюджета республики и резервного фонда правительства, которые планируется выделить в текущем году. Объем уже введенных затрат – 128,1 млн руб.
Заходит речь о ФАПах. "В Моздоке и в районе во всех селах есть медпункты. Но проблема в другом – им нужен капитальный ремонт", – говорит заместитель министра здравоохранения Татьяна Цидаева.
"Ситуация в районе не вызывает особого оптимизма – нам досталось достаточно тревожное наследство 1990х и 2000х годов, когда Моздокский район был базой для проведения контртеррористических операций. На сегодняшний день наблюдается снижение показателей социальноэкономического развития по всем основным направлениям жизни населения", – сказал Матовников, повоенному – языком фактов – обозначив проблемы.
Это давший осадочную деформацию единственный железобетонный мост через реку Терек по автодороге "Моздок – Чермен – Владикавказ" (во избежание возникновения ЧС в процессе интенсивной эксплуатации моста в 2009 году распоряжением правительства республики было введено временное ограничение движения транспортных средств с нагрузкой на ось более 7 тонн, существующее и по настоящее время); сфера ЖКХ: износ водопроводных сетей на 80–100%, ремонт и замена водонапорных башен, морально и физически устаревшие очистные сооружения (строительство второй очереди, начатое в 1992 году, по сей день не завершено); тепловые сети, 27,5 км из которых требуют замены (общая протяженность – около 30 км); газификация в трех населенных пунктах – Кусово, Хурикау, Любы Кондратенко; переселение из обвальнооползневой зоны – 114 домовладений.
И вновь о дорогах: в настоящее время на их ремонт потрачено 73,3 млн руб. из запланированного 151 млн. На начало 2018 года 48,5% от общей протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения не соответствует требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. Об этом доложил председатель комитета дорожного хозяйства Тариэль Солиев. Чиновник объясняет это накопленным в предшествующий период объемом "недоремонта" и недостаточным финансированием мероприятий по содержанию дорог. При повышенном внимании руководства республики в период с 2016 по 2017 год отремонтировано 16,3 км дорог регионального значения и 89,0 км – местных. Всего, как сказал Солиев, в 2018 году бюджет дорожного хозяйства составил чуть более 1,4 млрд руб. Матовников призвал направить оставшиеся средства на срочный ямочный ремонт дорог.
"В Северной Осетии есть проблемы с транспортной сетью. Это 4 позиции, о которых знает президент страны: дорога "Владикавказ – Моздок", объездная дорога вокруг города Владикавказа, участок федеральной трассы "Ростов – Баку" и дорога в Верхний Ларс. Наша задача – добиться того, чтобы они вошли в план мероприятий по программе СКФО "Стратегия развития транспортной инфраструктуры", – сказал Александр Матовников, отметив, что это будет зависеть от итогов заседания совета полпреда, которое пройдет в сентябре текущего года с участием министра транспорта РФ и министра по делам Северного Кавказа.
В свою очередь Вячеслав Битаров заявил, что в 2019 году в дорожном фонде республики на автодороги Моздока запланировано не менее 300 млн руб., и рассказал о проводимой здесь работе.
"Район всегда был житницей Северной Осетии. Мы строим работу так, чтобы быть в курсе всех вопросов, проводим здесь ежемесячные совещания", – подчеркнул он.
Как пояснил в своем докладе Министр экономического развития Казбек Томаев, из 50 мероприятий, подлежащих реализации в 2018–2025 годах в приоритетном порядке, 9 относятся к Моздокскому району, а это почти четвертая часть общего объема финансирования. На развитие реального сектора экономики (агропромышленного комплекса) предусмотрено 114,5 млн руб., на развитие социальной сферы и молодежной политики – 2 млрд 754 млн, в том числе за счет средств федерального бюджета –
2 млрд 485 млн, на развитие инфраструктуры – 170,2 млн, а также на развитие транспортной инфраструктуры – 559,8 млн руб.
По итогам совещания полпред четко ставит задачу: планы, направленные на выравнивание социально-экономической ситуации в Моздокском районе, должны захватить и оставшиеся до конца 2018 года месяцы. "До конца текущего года необходимо действовать, как говорят военные, в направлении сосредоточения основных усилий, – подчеркнул Матовников.
– Граждане, проживающие в Моздокском районе, к концу 2019 года должны увидеть конкретные изменения, и прежде всего – в транспортной инфраструктуре.
Это был первый, но, судя по всему, далеко не последний визит руководителя представительства СКФО в Моздок. И, похоже, следующей встречи ждать остается недолго.
"В январе приеду в Моздок открывать медучреждение и детский сад", – пообещал полпред.
фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.