[B]29 июля 1931 года в Цхинвале в торжественной обстановке открылся Дом колхозника, которому было суждено стать основой для Государственного драматического театра им. К.Л. Хетагурова. Объект культуры вместе с республикой прошел через многие испытания, был разрушен и восстанавливался долгие годы. Второе рождение он получил в канун 10-й годовщины признания независимости Южной Осетии Российской Федерацией. [/B]
Тогда, почти 90 лет назад, первым зрителям была представлена премьера с очень интересным названием "Лихорадка". Ныне историю национального театрального искусства продолжает писать коллектив под руководством художественного руководителя Тамерлана Дзудцова. В связи с определенными обстоятельствами открытие театра не предусматривает премьеры. Непосредственно театральный сезон планируется открыть 15 октября, в день рождения основоположника осетинского литературного языка, чье имя и носит храм культуры. На сцене можно будет увидеть анонсированную ранее драму классика "Фатима".
"Нас невозможно упрекать в затягивании сроков начала нового театрального сезона, – говорит художественный руководитель театра, – поскольку речь идет не только о премьерной постановке "Фатимы", которой мы собираемся открывать сезон, но и о пересмотре всего репертуара. Ведь на новой сцене совершенно иные параметры и возможности, а потому все декорации и иные составляющие требуют определенной перестройки под новые стандарты и форматы. Процесс трудоемкий и долгий, но мы постараемся уложиться в сроки".
Костюмы шьют в мастерских Изольды Гогичаевой, все расходы на пошив дорогостоящей исторической одежды взяли на себя осетинские меценаты. Параллельно идет поиск профессиональных декораторов и тех, кто может профинансировать эту часть работы над долгожданным спектаклем. "Финансовые средства, выделяемые на протяжении всего пребывания театра в здании Совпрофа, ничтожно малы, – поясняет руководитель. – К примеру, бюджет этого года уже полностью израсходован, а потому обращение к помощи меценатов – вынужденная мера. Сегодня я могу сказать, что годового бюджета театра хватает лишь для костюмов примерно одного нового масштабного спектакля". В то же время он удовлетворен тем, что можно вести речь о новых подходах к технической стороне работы – такого уровня оснащения, как здесь, нет на всем Северном Кавказе. Но, опять-таки, остро встает кадровый вопрос – в новом театре, увы, не будет безвременно ушедших из жизни звезд сцены Аслана Джиоева и Георгия Багаева…
Хорошей вестью является тот факт, что имеется договоренность с Министерством культуры РФ и руководством Театрального училища им. Щепкина о наборе осетинского курса в 2019–2020 учебном году. "Планируем отобрать здесь в ходе конкурсного отбора 16 человек и направить их на обучение. Сегодня основной творческий груз театра фактически на плечах курса, который окончил Щепкинское училище в далеком 1994 году, – говорит Т. Дзудцов. – Попытка пополнить театр новым поколением предпринималась еще после войны августа 2008-го года, однако была успешно провалена. На сегодняшний день из осетинского курса, который окончил Щепкинское училище в 2013 году, в нашем театре служат только два артиста". Необходимо привлекать и режиссеров, и в этом направлении также имеются подвижки в лучшую сторону. В новом театральном сезоне с труппой будут работать Анатолий Азаревич, уже имеющий опыт работы здесь в далекие 80-е годы, пригласим и известного в театральных кругах России Марата Гацалова.
В перспективе же предстоит работа над исторической трилогией. Первая часть – "Скифы" – только начинает прорабатываться, но грандиозная идея непременно будет воплощена в жизнь".