– Эльбрус, в ЮАР есть еще, кроме вас, осетины?
– Честно говоря, я даже не слышал об этом. Может, кто-то и живет где-то, страна-то огромная, как и сама Африка. Но, к сожалению, мне не с кем там поговорить на родном языке, только с близкими по телефону. Супруга у меня немка, дети говорят и немецком, и на английском. На осетинском, к сожалению, нет. Да и сам я стал забывать уже некоторые родные слова.
– Вы оказались в Африке во время гастролей, после которых решили там остаться. Скажите, каково это – жить так далеко от родины и как вы адаптировались?
– Да, все верно, я решил остаться, отработав контракт. Не скажу, что было легко, так как я оказался в чужой стране без знания языка и связей. Как будто тебя выкинули где-нибудь в лесу – ощущения были такие. Но постепенно я обосновался, работал в цирке, в перерывах снимался в кино. Здесь и встретил свою вторую половину – моя супруга местная немка. Здесь достаточно европейцев: немцы, англичане, французы. ЮАР – богатая и национально разнообразная страна, поэтому никаких этнических или расовых проблем не было. И хотя в Африке я чувствую себя комфортно, но все же душой в Осетии, так как свой я только дома. Стараюсь приезжать хотя бы раз в несколько лет к маме и брату. Дорога дальняя, на самолете около 15 часов лету, в общей сложности занимает сутки.
– Как распределяется ваше время между тремя направлениями деятельности: школа верховой езды, конный театр и каскадерская студия?
– Моя главная труппа – это 12 человек, для крупных проектов привлекаем дополнительно актеров, каскадеров, конников. Мы работаем ежедневно, в том числе с лошадьми. Когда бывают съемки фильмов, заняты на них, как это было в 2017 году. В этом году у меня получилось между небольшими съемками подготовить конное шоу, где задействовано человек 50, с собственными костюмами и декорациями. Название пока рабочее – "Древнерыцарское шоу" – это турниры, аланская езда, боевые искусства. Его я открыл с целью загрузить команду, пока нет съемок. С ним мы уже отработали пару месяцев, объездив крупные города ЮАР.
Школа верховой езды работает постоянно, дети и взрослые тренируются каждый день под руководством опытных инструкторов. Ею больше занимается моя супруга.
– Кейптаун – один из мировых центров киноиндустрии. Это помогает в работе?
– В Кейптауне действительно расположены офисы многих мировых кинокомпаний, так как сама красота, разнообразие природы, горы и океан, располагают к съемкам исторических или приключенческих фильмов. И, конечно же, привлекает относительная дешевизна съемочного процесса: ежегодно в стране снимается 12–13 картин.
В Южной Африке, кроме меня, еще работают несколько каскадерских компаний, но самый высокий уровень подготовки лошадей и каскадеров предоставляем, думаю, только мы. Поэтому, когда возникает необходимость сложной работы с лошадьми, обращаются к нам, так как уже есть определенная репутация, знакомства, связи.
– Как вы поддерживаете физическую форму, ведь для каскадера – это одно из условий сохранения работоспособности, а то и жизни?
– Ежедневные занятия с лошадьми – это и есть тренировка. Сыновья дополнительно ходят в тренажерный зал, бегают. Да, в нашей работе физическая форма очень важна, как и тренировка навыков обращения с лошадьми. Также важно показать высокий результат за очень короткое время. Порой на съемки отводятся месяц-два, а то и неделя, как было в фильме "Король Скорпионов", за которые необходимо сделать из актеров хороших наездников. Редко кто из них умеет держаться в седле, кто-то может бояться лошади, так что ситуации бывают разные, порой непредсказуемые. Но мы всегда даем отличный результат, проводя трюки (каскады, волочения, падения) и подготовку актеров на европейском уровне. Чисто физически это, конечно же, непросто.
– Что есть осетинского в вашей африканской жизни?
– Самое главное, это моя работа с лошадьми, которую нам передали предки, через нее я продвигаю Осетию в мире: где бы мы ни были на съемках с сыновьями, с нами всегда аланский флаг. А что касается всего остального, быта то есть, то с этим сложнее. Из продуктов есть все, но, конечно, того, к чему я привык с детства, здесь нет. Национальные пироги мы делаем иногда, я научил супругу. Детям стараюсь прививать наши обычаи, но самое лучшее обучение для них – это приехать в Осетию, чтобы все увидеть своими глазами и почувствовать дух алан, который у них в крови. Мы во Владикавказе уже около месяца, и они постепенно проникаются нашей национальной культурой, обычаями. Для меня же быть дома, вернуться в родные края – это праздник.
– Нет ли у вас в планах вернуться насовсем?
– Мысли есть, конечно, но это сложный вопрос. За прошедшие годы я много чего добился, в мое дело вовлечены сыновья, нас знают, и мы зарекомендовали себя в этой нише. Переехать сюда – значит начать с нуля, тем более там центр киноиндустрии, а в республике будем совсем оторваны от этой сферы.
У меня была мысль создать в Осетии каскадерскую компанию, подобную моей, так как есть все возможности и отсюда выйти на мировой уровень. Но нужна поддержка и ресурсы. То, что я вижу сегодня, это больше похоже на угасание сферы. Несколько человек пытаются работать с лошадьми в ДК "Металлург", но это не тот уровень, который был еще лет 20 назад. Я очень переживаю, что в родных краях традиционные конные школы и искусство джигитовки не только не развиваются, а, скорее, исчезают.
– Что бы вы хотели еще реализовать?
– Моя мечта – сделать фильм об аланах мирового уровня, чтобы показать всей планете нашу историю, но для этого необходим крупный бюджет. Пока я делаю то, что в моих силах. Недавно в ЮАР мы с коллегами сняли небольшой видеоролик о наших воинствующих предках, где показали боевые навыки алан. Он доступен на youtube.com.
В фильмографии Эльбруса Уртаева более полусотни фильмов. Он ставил трюки и дублировал роли в таких фильмах, как "10 000 лет до нашей эры", "Копи царя Соломона", "От заката до рассвета", "Викинги", "Король Скорпионов", в историческом сериале "Троя".