Впервые на федеральном уровне этот вопрос был поднят во время Всероссийского родительского собрания 31 августа 2018 года, когда родители обратились к федеральному чиновнику с вопросом о возможности запрета мобильных телефонов в российских школах. Министр положительно отреагировала на предложение: "Школа сама вправе выбирать, но мое глубочайшее убеждение, что телефон мешает. Есть планшет, есть электронная доска – зачем телефон, чтобы бесконечно писать эсэмэски?"
Если в России запрет пока лишь инициирован, то во Франции уже с 1 сентября 2018 года законопроект официально вступил в силу, одобренный парламентом страны.
Как показал опрос родителей, проведенный ВЦИОМом в начале сентября 2018 года, россияне ждут аналогичного закона и в отечественных школах. Так, 83% опрошенных убеждены, что телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться, 69% – что введение таких ограничений поможет детям учиться лучше, 74% родителей, у которых нет детей школьного возраста, поддерживают идею запрета гаджетов в школе. Однако есть 17% россиян, которые считают, что такие ограничения ничего не изменят.
К этому меньшинству примыкают и некоторые педагоги, ратующие за то, что запрет всегда вызывает непреодолимое желание его нарушить. "Мы говорим о том, что дети отвлекаются на уроках на свои смартфоны, обвиняя в этом и самих детей, и эти гаджеты, и не говорим о том, что здесь виноваты учителя: если ребенку интересно на уроке, если ведется грамотное, глубокое преподавание, то у него не будет ни времени, ни желания тянуться к телефону. Есть и другая сторона: когда классы перегружены – как в нашей школе, где сидит 36 детей, учитель иной раз физически не может одинаково уделить всем внимание и сконцентрировать их на предмете, и дети опять отвлекаются на телефон", – уверена преподаватель английского языка Алина Катаева. Солидарен с коллегами из Северной Осетии и директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер: "Смартфон – это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага".
Исключительно положительно на инициативу отреагировали медики. По мнению одного из педиатров владикавказской поликлиники, оптимальное время пользования смартфоном у детей не более чем 30 минут, затем следует делать обязательный перерыв на 2–3 часа: "От телефона однозначно садится зрение, также теряются концентрация и внимание. Ребенок теряет коммуникативные навыки".
Пока на федеральном уровне готовятся к принятию или непринятию данного запрета как официального положения, во Владикавказе уже есть примеры этой идеи в действии. Так, в школе №30 с 2014 года в уставе учреждения прописано положение об использовании мобильных телефонов на территории образовательной организации. "Вы не увидите даже на перемене ни одного ребенка со смартфоном или айфоном в руках, – комментирует ее директор Людмила Караева. – У нас разрешены самые простые телефоны только тем детям, кто живет далеко от школы, но и те не имеют права доставать их во время учебного процесса. Каждый год новых учеников мы знакомим с этим положением, и, как правило, родители реагируют максимально положительно: из-за постоянного "просиживания" в соцсетях нет общения с детьми".
Стоит отметить, что самостоятельное принятие решения учителем или администрацией школы запретить ученикам пользоваться гаджетами подкреплено законодательно. Статья 43-я ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. Если в уставе администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.
И если уж мы говорим об этой инициативе как о почти уже свершившемся факте, то стоит сразу предотвратить ряд неприятных ситуаций, которые могут возникнуть. Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, до тех пор пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не вправе. Состава преступления вроде "грабежа" в действиях педагога даже в этом случае, конечно, нет (так как отсутствует корыстный мотив), но права ребенка будут нарушены. Если он пользуется смартфоном на уроке, учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы. Кроме того, есть меры, которые хотя и не прописаны прямо в "образовательном" законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм. Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей. Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей...
О плюсах и минусах запрета смартфонов можно дискутировать, но не очень долго: преимущества такой идеи очевидны. Особенно для тех, кто заботится о физическом и моральном здоровье своих младших.