Блистательный иллюстратор осетинской "Нартиады", карело-финской "Калевалы" и узбекского эпоса "Алпамыш". Фронтовик, в устах которого, как вспоминают его ученики и друзья, самым страшным ругательством, полным брезгливого отвращения, всегда было слово "подлец" – и который мог простить человеку многое, но не шкурничество и не трусость… Современники запомнили его именно таким – народного художника РСФСР Азанбека Джанаева. Одного из титанов осетинского профессионального изобразительного искусства ХХ века, о котором кинорежиссер, писатель и публицист Герман Гудиев, близко его знавший и с гордостью называвший своим духовным учителем, оставил строки, звучащие так, что ни убавить и ни прибавить: "Понятие "художник" имеет большую амплитуду. Личность Джанаева заполнила ее целиком, ибо это был художник-мыслитель масштаба таких корифеев, как Сикейрос или Пикассо… История осетинской живописи и графики знает два имени, воссоздавших в зрительных образах нартовский эпос как никто другой: это Махарбек Туганов и Азанбек Джанаев. Туганов дал основу, несущую конструкцию – дух! Джанаев наполнил эпос плотью…"
В мае 2019 года Осетия отметит 100-летие со дня рождения Азанбека Васильевича. В декабре того же 2019-го исполнится ровно 30 лет, как остановилось сердце Мастера, похороненного на Аллее Славы во Владикавказе. "Навстречу" этим двум памятным датам и открылась 22 ноября в залах Национального музея РСО–А выставка его работ "Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой". И знакомство с ней даже для самых горячих поклонников и тонких знатоков наследия художника, можно абсолютно не сомневаться, станет не просто открытием – откровением. Потому что это – первый в Осетии и в России выставочный проект, представляющий его творчество широкому зрителю настолько масштабно и развернуто. ТАКОГО Джанаева мы, его земляки, еще не видели! Никогда…
На выставке представлены 133 работы мастера. Из фондов не только самого Национального музея РСО–А, инициировавшего этот проект, но и Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова, СОИГСИ им. В. Абаева и из частных коллекций. Более 60 из них экспонируются впервые. Это – и шедевры живописи и графики Азанбека Джанаева, ставшие уже знаковыми символами осетинского изобразительного искусства: "Аланы в походе", "Коста Хетагуров – художник", "Византийское посольство у царя алан Саросия", "Осетинское посольство в Санкт-Петербурге в 1749 году". И его изумительные автолитографии и гуаши из знаменитого "Нартовского цикла", созданные в 1940-х и 1970–1980-х годах. И иллюстрации к "Фатиме" и "Охоте за турами" Коста Хетагурова и творчеству Лермонтова. И серия карандашных рисунков, сделанных в 1942 году "по горячим следам" в населенных пунктах республики, только-только освобожденных от гитлеровских оккупантов: каждый рисунок – как яростный призыв: "Запомним – и не простим!.." И работы, посвященные землякам – героям Гражданской и Великой Отечественной войн. И портреты из серии "Поэты и актеры Осетии". И графика из потрясающей серии "Поэма о коне": рисуя лошадей, Азанбек Джанаев всегда действительно превращался из художника в поэта. И графические работы разных лет на темы этнографии и истории Осетии. И – многочисленные этюды, рисунки, наброски. В карандаше, туши, акварели, гуаши, сангине, пастели, угле…
Открывая выставку, врио министра культуры РСО–А Эльбрус Кубалов с особой сердечностью поблагодарил руководство и сотрудников Нацмузея РСО–А во главе с его генеральным директором Валерием Кубаловым, "Тугановского" музея и СОИГСИ им. В. Абаева за этот великолепный проект, подаренный осетинскому зрителю. Немало благодарных и теплых слов прозвучало из уст коллег-"музейщиков" и посетителей выставки и в адрес искусствоведа Фатимы Болатаевой – куратора выставочного проекта "Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой".
– Мысль провести во Владикавказе такую выставку витала в воздухе и высказывалась давно. И в преддверии столь значимой для Осетии даты, как 100-летний юбилей Азанбека Джанаева, мы и решили реализовать эту идею в союзе с нашими единомышленниками из Художественного музея им. М. Туганова и Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. Их руководству в лице директоров Аллы Джанаевой и Залины Кануковой и всем их специалистам, участникам этого проекта, Нацмузей тоже глубоко признателен и благодарен. И, кстати, представленные здесь нашим музеем работы Азанбека Джанаева – это еще далеко не все из наследия художника, хранящегося сегодня у нас в фондах. А саму выставку можно рассматривать как пилотный проект в области вот такого широкого экспонирования в республике работ наших художников-классиков, чьи имена для Осетии – это имена знаковые. Благо, выставочные площади и современное экспозиционное оборудование для этого у Нацмузея теперь есть, – поделился с "СО" заместитель генерального директора Национального музея РСО–А по научной работе Михаил Мамиев. – Потому что таким проектам в сфере культуры республики действительно должен придаваться статус нацпроектов. Просто насущно необходимо уже издать в Осетии и серию добротных, высококачественных полиграфически художественных альбомов, посвященных творчеству Махарбека Туганова, Азанбека Джанаева, Аслан-Гирея Хохова, Казбека Хетагурова и других классиков осетинского профессионального изобразительного искусства. И очень обидно, что до сих пор этого в республике не сделано. Мы выпустили к открытию выставки каталог представленных на ней работ Азанбека Васильевича, постарались, чтобы он получился выглядящим солидно и красочно, но формат выставочного каталога – это все-таки в данном случае, как говорится, немножко не то… Ведь творчество Азанбека Джанаева – это одно из классических проявлений современной аланской национальной культуры. Именно аланской – и именно национальной. А еще хочется вновь поблагодарить за неравнодушное внимание к проблемам и нуждам Нацмузея Главу республики Вячеслава Битарова, без чьей поддержки реализация этого выставочного проекта вряд ли стала бы возможной.
…Летящие по ветру конские гривы. Отблески заката на железных умбонах щитов и на стали мечей. Нежные лики и гордые брови нартовских красавиц Агунды и Дзерассы – и упрямая усмешка, трогающая твердые углы губ уходящих в бой нартов Батраза, Сослана, Арахцау, Айсаны. Натруженные руки осетинских пахарей, пастухов и кузнецов – и мудрый печальный взгляд Коста. Нацеленные в небо синие зубцы горных вершин и каменные стрелы фамильных башен… Энергетика, которой дышат работы Азанбека Джанаева, заставляет кружиться голову, как золотой, пахнущий медом и солнцем нартовский ронг. А сама эта выставка – из разряда тех, идти на которые надо в обязательном порядке. Всей семьей. С детьми. Чтобы обжечься о его холсты сердцем – и, чувствуя, как осыпаются с сердца ржавчина и накипь, потрясенно осознать: мы – счастливые. Потому что Азанбек Джанаев у нас был. И есть…