Чуть больше двух месяцев назад у банков в нашей стране появилась обязанность отслеживать и пресекать попытки мошенников украсть деньги со счетов граждан и компаний.
Теперь банки по определенным признакам будут определять, что платежное поведение конкретного клиента стало нетипичным для него, а значит, есть все основания подозревать, что доступ к его счету пытаются получить злоумышленники. Подозрение, в частности, могут вызвать нетипичные для клиента сумма и время совершения, место, периодичность операций. Банк в таком случае должен заблокировать операцию и узнать у клиента, отдавал ли он на нее распоряжение.
Знаю, что некоторые жители республики с данной ситуацией уже сталкивались. Им разъяснили, что в случае необходимости банк может запросить у клиента документы для подтверждения операции. После их получения платеж будет проведен незамедлительно, при этом перевыпуск карты не потребуется. Если же операция с картой оказывается действительно мошеннической, банк по закону блокирует карту и предлагает перевыпустить ее за счет клиента.
Я справлялся у специалистов банка по поводу того, как избежать напрасной блокировки, и хочу поделиться информацией с читателями "СО". Рекомендуется как минимум предупреждать о крупных покупках и выезде за границу. "Если клиент выезжает из страны впервые либо едет в такую страну, где до этого ни разу не был, необходимо предупредить банк заблаговременно не позднее одной недели до даты предполагаемой поездки", – так мне сказали в банке.
Закон также требует, чтобы банк "незамедлительно" связался с клиентом для подтверждения транзакции, а затем "незамедлительно" возобновил операцию. То есть, банк должен связываться с клиентом сразу после блокировки.
Для подтверждения информации банки будут использовать привычные каналы: смс о блокировке с просьбой связаться, сообщения онлайн-банка, звонки операционистов, письма и т.д. Срок ожидания реакции от обладателя карты – два дня. Если ответа не будет, банк должен автоматически разблокировать транзакцию.