– Алан Мелитонович, в связи с чем, на основании чего и как изменился порядок изменения тарифов на услуги ЖКХ?
– Тарифы на коммунальные услуги регулируются на основании федеральных законов о тепло- и водоснабжении и водоотведении, "Об отходах производства и потребления".
Существует общегосударственный и региональный уровни формирования тарифной политики. На общегосударственном осуществляется максимальный контроль тарифов на коммунальные услуги и устанавливаются предельные индексы изменения размера платы населения за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ.
На региональном уровне устанавливаются предельные индексы изменения размера платы населения за коммунальные услуги для муниципалитетов в рамках сроков, определенных Правительством РФ, а также тарифы в рамках, определенных на общегосударственном уровне индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.
В нынешнем году с связи с повышением с 1 января ставки НДС на 2% на федеральном уровне было принято решение об индексации тарифов на коммунальные услуги в два этапа. Такая разбивка индексации поможет синхронизировать налоговое и тарифное законодательство. При этом совокупное повышение тарифов в ЖКХ не превысит целевого уровня инфляции и составит 4%.
– На сколько процентов в среднем поднялись тарифы? Это много или мало, какого повышения добивались поставщики услуг и почему вы остановились именно на таких цифрах?
– Согласно распоряжению Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. №2490-р средний индекс изменения размера платы за коммунальные услуги по нашей республике составил 1,7% с первого полугодия и 3,3% – со второго полугодия.
Основной задачей, проводимой нашей службой тарифной политики, является соблюдение баланса интересов производителей услуг и потребителей, в том числе, населения. Для этого необходимо принятие экономически обоснованных тарифных решений.
Организации коммунального комплекса республики подали в нашу службу тарифные заявки на 2019 г. с ростом тарифов от 7 до 19%. Мы проанализировали фактические показатели деятельности этих организаций с 2016 по 2018 год, правоустанавливающие документы, на основании которых осуществляют свою деятельность поставщики, провели контрольные мероприятия.
В результате для большей части организаций в 2019 г. тарифы на тепловую энергию, воду, водоотведение были утверждены либо на уровне прошлогодних тарифов, либо снижены. Жители республики смогут убедиться в этом, получив новые платежные квитанции.
Однако на тарифы на электроэнергию и природный газ наша служба полного влияния не имеет. Тарифы на электроэнергию устанавливаются нами в рамках предельных минимальных (максимальных) показателей, утверждаемых ФАС России. В первом полугодии 2019 г. тарифы на электроэнергию сохранены на уровне декабря 2018 г.
Все составляющие тарифа и стоимости природного газа для населения устанавливаются ФАС России. В первом полугодии 2019 г. рост стоимости природного газа по отношению к декабрю 2018 г. составит 2,23%.
С июля текущего года в среднем по отношению к декабрю 2018 г. совокупный платеж граждан за коммунальные услуги увеличится на 2,56% при установленном предельном уровне – 3,3%. Максимальный рост тарифов – на 3% – будет во Владикавказе при установленном для города предельном уровне в 4,3%.
– С чем это связано?
– С увеличением с 1 июля 2019 г. норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах, которые оказывает организация ОАО "Владикавказские тепловые сети". Соответственно, изменится и платеж за услугу отопления.
Основанием для пересмотра норматива согласно постановлению явилось обращение ОАО ВТС. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах города Владикавказа был установлен в 2013 г.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 организация имеет право подать заявку на пересмотр норматива не ранее, чем через 3 года с момента его утверждения. ОАО ВТС представило заявку с приложением полного пакета обосновывающих необходимость пересмотра действующего норматива документов.
В результате проведенной экспертизы представленных документов данный норматив составит 0,0107159 Гкал на кв. м в месяц против действующего в 0,01018366 Гкал.
Порядок оплаты этой услуги остается прежним и определен постановлением правительства республики от 26 декабря 2014 года № 472. Потребители платят за отопление равной суммой во все расчетные месяцы года.
Заявки на пересмотр нормативов потребления других коммунальных услуг к нам не поступали.
– Из чего сложился тариф на услуги "мусорных" регоператоров и почему вы не публикуете норматив потребления на эту услугу?
– В связи с изменением порядка обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) к нам поступили заявки на установление тарифов на эту услугу от двух региональных операторов. На территории всей республики, за исключением Моздокского района, эту услугу оказывает ООО "Эко-Альянс", в Моздокском районе – ООО "Чистый город".
Пока установлен единый тариф на услугу ООО "Эко-Альянс", вторая заявка еще рассматривается.
Структура тарифов на услуги регоператоров определена законодательно и помимо собственных расходов включает в себя расходы на полный цикл оборота твердых коммунальных отходов от его сбора до захоронения.
Плата за мусор состоит из тарифа и норматива накопления ТКО, а размер норматива устанавливает и обнародует МинЖКХ республики, а не наша служба.
В заключение стоит напомнить, что летом прошлого года президент страны поручил правительству до 31 июля 2019 г. провести совершенствование тарифной политики в сфере ЖКХ. В частности, должны быть разработаны эталонные тарифы. Думаю, что после этого у населения останется меньше вопросов, из чего складывается цена на услуги ЖКХ.