Большинство современных подростков выгодно отличаются от своих сверстников разных времен четко поставленными целями: они поэтапно обрисовали для себя пути достижения намеченного. И пусть все это окутано некой долей романтизма, какие-то представления слегка утопичны, но главное то, что в них есть осознание: без знаний им не добиться успеха. Одним из механизмов получения этих самых знаний вкупе с практическими и, безусловно, полезными навыками они видят прощание со школой после 9-го класса и начало студенческой жизни в одном из училищ, техникумов или колледжей по выбранному направлению.
На самом деле, у среднего профобразования всегда был ряд преимуществ, но стереотипы в обществе редко позволяли объективно оценивать картину. Разумеется, поводы с недоверием относиться к обучению в ссузах тоже были, но тенденции меняются, а следовательно, меняется и система. Одними из бесспорных плюсов образования после 9-го класса являются: углубленная программа по выбранной специальности, наличие профессии по окончании обучения (что также будет существенным плюсом в дальнейшем при поступлении в вуз), большое количество практики, трудоустройство. Нужно отметить, что система среднего профобразования быстрее должна реагировать на перемены в сфере труда, образовательных стандартов и предлагать новый перечень профессий.
Сейчас стоит задача функциональной и содержательной гармонизации по всем основным параметрам, чтобы представители профобразования и рынка труда говорили на одном языке. Так, к примеру, нужно выработать оперативный механизм внесения изменений в образовательные программы СПО, так как эти процессы затягиваются на 3–4 года, а в результате оказывается, что они уже и не нужны. Или же обеспечение перехода на систему стандартизации профессионального образования, отвечающую мировым тенденциям, которые на сегодняшний день выражаются в укрупнении специальностей. "И это не просто, так сказать, мода, – комментирует назревающие изменения руководитель центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ "Федеральный институт развития образования" Владимир Блинов. – Это связано прежде всего с обеспечением процесса образования необходимыми учебными пособиями, тренажерами и так далее. И здесь понятна взаимосвязь – чем больше у нас специальностей, тем меньше вероятность разработки учебников. Во многих странах мира заметили, что лучше делать более широкие специальности, более широкие профессии, выводящие на разные квалификации, и сосредоточиваться на этих программах как на образовательных с возможностью получения многих квалификаций".
Отказ наших ссузов от морально устаревших профессий в пользу требуемых на современном рынке трудоустройства и стремление не просто готовить квалифицированных специалистов, а отвечать на спрос профессиональной сферы – это, пожалуй, одна из тех причин, по которым школьники принимают решение начать профильное обучение после 9-го класса и находят поддержку у родителей. "Дочка самостоятельно решила, что для исполнения своей мечты – стать дизайнером – после окончания художественной школы ей нужно получить среднее профобразование. Далее она рассматривает два возможных варианта развития событий – либо продолжить очное обучение в вузе, либо найти работу и уже учиться на заочном отделении, – рассказывает мама Валерии Писаренко Эльмира. – Я сама и школу закончила с "золотой" медалью, и вуз с красным дипломом, и аспирантуру, но не настаивала, чтобы дети прошли такой же путь. Мне важно, чтобы ребенок сам чего-то хотел и понимал, для чего он это делает". А в семье Абаевых решение уйти из школы после окончания 9-го класса принимали вместе: "Аня хочет стать экономистом, но ни она сама, ни я не уверены, что это действительно то, чем ей бы нравилось заниматься в будущем. Боюсь, что, скорее, влияние друзей и моды, – говорит мама Фатима. – Поэтому мы решили, что для начала она изучит основы менеджмента в колледже, а затем, если поймет, что попала в свою сферу, сможет продолжить образование в университете. Учится она на "хорошо" и "отлично", а потому, надеемся, проблем с поступлением не возникнет".
Не исключено, что реформа образовательной системы приведет к тому, что колледж или училище станут обязательной ступенью в многоуровневом образовании. Но даже если эта перспектива – далека и туманна, держать руку на пульсе руководителям учреждений СПО все равно необходимо. К тому же специалисты среднего звена – это нормальная стартовая позиция для людей с высшим образованием.
"Конечно, все равно срабатывает стереотип о престижности высшего образования, но не стоит забывать, что профтехучилища для многих были и остаются первым уровнем получения профильного образования, – отмечает директор Владикавказского колледжа электроники Руслан Дзугкоев. – Сейчас даже президент нашего государства подчеркивает высокую роль квалифицированных работников среднего звена в экономике страны. Большое значение рабочим профессиям придается и за счет таких масштабных мероприятий, как международный чемпионат WorldSkills, отличиться на разных уровнях которого стремятся все учащиеся системы СПО. Действительность сегодня такова, что безработных экономистов много, а специалистов не хватает. И к радости моей и моих коллег, должен отметить, что если раньше к нам в основном шел контингент из тех учащихся, которые уже не "тянут" учебу в школе, то сейчас это и отличники, и выпускники 9-х классов ведущих школ Владикавказа. Они оценивают возможные преимущества и стараются получить максимум эффективных компетенций за минимально короткое время. Так, в колледже они за год первого курса проходят программу 10–11-х классов. Возможно, это не самый интересный период обучения, но потом у них начинаются спецпрограммы, и ребята уже начинают формироваться и расти, как специалисты. Конечно, молодежь тоже разная, но из приема в 150 человек около трети оказываются наиболее замотивированными. Для таких заинтересованных по окончанию обучения есть возможность пройти демо-экзамен по стандартам WorldSkills и вместе с дипломом получить паспорт компетенций (Skills Passport). Предоставляя его работодателю, они подтверждают свой уровень квалификации и возможность уже работать на производстве. Еще важный момент: в условиях приема большинства вузов прописано, что на "родственные" специальности после окончания техникумов, колледжей абитуриенты принимаются либо на основании экзаменов в традиционной форме, либо по льготному приему".
Узнать о том, как взаимодействует тот или иной ссуз с высшими учебными заведениями, совсем не сложно, как правило, на официальных сайтах и тех, и других учреждений эту информацию можно найти в свободном доступе. Обучение в ряде училищ или техникумов даже дает возможность поступить сразу на второй или третий курс вуза. "Мы, например, давно и прочно сотрудничаем в этом отношении с СКГМИ, порядка 30–40 наших выпускников поступают в вуз для продолжения образования, мы отслеживаем их дальнейшую судьбу и нам не стыдно бывает за этих ребят, которые приходят уже готовые к студенческой, более взрослой и самостоятельной жизни, а также со стимулом к получению знаний", – по словам Руслана Дзугкоева, такое поэтапное обучение дает конкурентное преимущество специалистам при дальнейшем трудоустройстве.
Два основных момента, на которые обращают внимание будущие абитуриенты, принимая решение получить профобразование в ссузе, – это материально-техническое обеспечение будущей альма-матер и внеурочная активность – как и любым студентам, им хочется яркой жизни. В этом отношении республиканским учреждениям СПО приходится также искать пути развития, чтобы оставаться привлекательными для школьников: "Есть хорошая практика участия в грантовых конкурсах. Она дает и нам, и нашим коллегам возможность оснастить лаборатории, осовременить компьютерные классы. Мы открываем кружки по различным направлениям, у нас в колледже сами учащиеся стали инициаторами появления давно забытого старого радиотехнического кружка, который сегодня приобрел новое звучание. Функционируют театральная студия, КВН, спортивные секции, центр допобразования". Нужно отметить, что в творческих направлениях, скажем, на конкурсах "Студенческая весна" или в республиканской Студенческой лиге КВН студенты ссузов и вузов выступают на одной площадке на равных, что также служит важным фактором для объединения молодежи и стирает существующие стереотипные границы различия учащихся.