Фундаментальная же основа истории и культуры этих народов – родной язык, в недрах которого всесторонне отражена их историческая эволюция, сохранены все составляющие признаки национальной сущности.
Много трактатов написано о родном языке, о его значении в истории каждого этноса. Не так уж мало сказано и в литературе об осетинском, древнем и самобытном языке скифов, сарматов, алан. И мне хочется добавить к этому хору голосов одно слово, Слово любви и признательности родному языку. Для меня родной язык – яркая звезда, с которой я общаюсь трепетно и смущенно, как полагается рядовому слушателю перед божественным творением осетинского народа.
Каждое осетинское слово, прочитанное в произведениях классиков нашей словесности, ласкает мою душу, как любимое лицо и руки матери. Ведь слова – фарн, кад, æгъдау, намыс, произнесенные моими родителями в нашем доме, формировали мое сознание, нравственность, характер и человеческий облик.
Язык этноса – дитя ума и сердце народа, выражает его мысли и надежды, чувства и стремления. На ниве родного слова любая талантливая личность может воздвигнуть свою хоть и малую, но светлую, обогащенную неизведанными тропами, равнинами и горами словесную башню.
Ведь истинным хранителем истории народа, его духовных ценностей и всей культуры является язык. И в недрах нашего родного языка хранится все самое лучшее, что выработал за тысячелетия своей истории осетинским народ.
Мир родного языка многообразен, многозвучен и многокрасочен. По сути, библейское признание того, что слово (язык) обладает сверхъестественной силой, способной преобразить человека, его духовный мир, не противоречит бесчисленным трудам ученых-языковедов о роли языка в становлении людей, в создании человеческого общества. Действительно, невозможно представить себе человека без языка, этого уникального, универсального, могущественного и тончайшего инструмента общения.
Родной язык – вершина духовной истории любого этноса, и не простая, а одна из великих вершин его нравственного возрождения. И люди, владеющие им, пахари в его поле, приходят к нему и находят ответы на дне мироздания родного языка на вечные вопросы миросознания: как жить в этом многоликом мире, чтобы не уронить свое национальное достоинство?
В национальном языке отражены образ жизни говорящего на нем народа, черты его социального и бытового сознания, обычаи, нравы, его современный нравственный мир и мечтаемая будущность и т.д. Потому и писал патриарх мировой иранистики В.И. Абаев: "Нет языка – нет нации".
Любой национальный язык выполняет несколько основных функций: общения (коммуникативную), сообщения (информативную), воздействия (эмотивную) и, что для малочисленных языков особенно важно, фиксации и хранения всего комплекса знаний и представления данного этноса о мире.
Действительно, с помощью лексических средств осетинского языка мы с вершин Кавказских гор сквозь тысячелетия можем увидеть прародину современного индоевропейского мира – Арию, и светлые мысли, спрятанные в дебрях слов, понесут нас, словно нартский всадник, по неизведанным тропинкам нашей тысячелетней истории.
Читатель наслаждается ладным, размеренным ритмом осетинского языка. В этом цельном и стройном звучании как будто нет ни капельки человеческого труда, словно оно навеяно дыханием небес. Родной язык является лучом света в темном царстве в нашей повседневности.
Потому прав был А.А. Котляровский, когда писал: "Недаром многострадальные народы, перенося самые страшные удары, не могут перенести лишь погибель родного слова".
Без родного языка человечество было бы мертвым, логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения. Все народы мира любят родину и родной язык. А в любви все равны: и титаны национальной культуры, и простые смертные. Все они слова любви к родному языку, к родной культуре произносят как вдохновенную молитву, которая, как известно, от повторения не стареет.
Мы, носители родного языка, возносим свою молитву во славу родной речи и говорим: родной наш язык, ты светлый луч зари, гори и освещай нам, твоим преданным детям и неутомимым труженикам, путь, который мы прошли от безъязыкого пращура до современности, обладающий богатой историей, высокой духовной культурой, пребывай с нами во веки веков и пусть в твоем сиянии видится нам и путь предстоящий, ведущий в мечтаемое грядущее.