Термин "идеофоны" возник для особого разряда звукоизобразительных слов. В них определенный круг значений передается в звуковом образе, вызванном непосредственным впечатлением от предмета или действия, "изображающим" внешний вид, форму, величину, удаленность объектов, свойства их поверхности и пр. В.И. Абаев рекомендует отличать идеофоны, "изображающие" впечатление от внешнего облика предметов, от идеофонов, передающих двигательные, световые и иные впечатления, а также от звукоподражаний. Идеофоны присутствуют в самых различных языках и могут заимствоваться, как любые другие слова.
В дигорском диалекте в этом значении употребляется лексема "обай" (от монг. и тюрк. оbа "куча", "стог", "насыпь", "курган", "холм", "камень или куча камней на могиле") <...>. Развитие значения куча –> надмогильный курган –> склеп, наметившееся и в тюркском, по замечанию выдающегося лингвиста, вполне органично и для осетинского языка: еще со скифских времен курганы были типичными надмогильными сооружениями.
Известный археолог Р.Г. Дзаттиаты высказал предположение, что термин "зæппадз" древнее самого склепа. По его мнению, он (так же, как и обай в дигорском) был названием кургана в скифское время, а со временем стал означать и катакомбу. Получается, что погребальное сооружение в течение веков видоизменялось, а термин оставался прежним. Однозначно также, что зæппадз и как название, и как погребальное сооружение – явление иранского языкового и культурного мира.
В ритуальной лексике большую нагрузку несут наименования обрядовых действий; в частности, бавæрын в значении "схоронить, похоронить (умершего)", отсюда чырыны бавæрын "схоронить (положить) в гроб", бавæринаг "подлежащий погребению", æгъдауимæ бавæрын – "проводить в последний путь с почетом"; кадылмæлæгæн йæ ном æмæ йæ кад йемæ бавæрынц – "тщеславному имя и славу его c ним в гроб кладут"; æфснайын с семантикой "сберегать", "хранить", "прятать", мард æфснайын – "сберегать, прятать усопшего (хоронить)". Если для похорон в собственном смысле (т.е. для зарытия в землю) следовало вырыть яму – ингæн, то термин æфснайæн означал существующее строение, куда можно было положить и сохранить тело покойного. Отсюда зæппадз – постройка для хранения трупов, и она отличается от появившейся позднее могилы (ингæн), вырытой в земле для погребения усопшего. Погребальные склепы, возникшие в средние века, всегда привлекали внимание своей экзотичностью и уникальностью; они располагались обычно на скальных выходах, отрогах, на межах и буграх; "были вызваны к жизни земельной теснотой, которая особенно чувствовалась с возрастающей плотностью населения" (Е.И. Крупнов). Обряд захоронения в склепах является отражением различных религиозных канонов погребения, потому что могильные сооружения осетин, прежде всего, элемент сложной системы погребальной обрядности, отражающий их представления о загробной жизни.
Согласно литературе наиболее ранние – подземные склепы, за ними идут полуподземные; в надземных склепах погребения осуществлялись еще в XVIII–XIX вв. Погребальные сооружения средневековья представляют собой сложную мозаику.
Р.Г. Дзаттиаты пишет, что в VI веке в горной зоне Осетии появляются аланские земляные катакомбы, которые ограничиваются необходимостью глинистого слоя. Там, где его не было, изобретали новый тип погребального сооружения. Это каменные ящики, сложенные из шиферного сланца, грунтовые ямы, перекрываемые шиферными плитами, разно-
образные склепы. Расширив во все стороны каменный ящик, в одной из его стенок устраивали проход, а проем закрывали плитой; в нужное время отодвигали ее и вносили очередного покойника в камеру модернизированной катакомбы.
Погребальные сооружения средневековья представляют собой сложную мозаику. Наиболее древними и дольше бытовавшими являются каменные ящики. За ними по времени следуют каменные гробницы, приспособленные для многократного использования погребальной камеры. Они существовали в одно и то же время с подземными склепами и катакомбами, их объединяло и многократное использование погребальной камеры для совершения ряда последовательных захоронений, и сам характер "воздушного" захоронения (без засыпки умершего грунтом), и идентичность погребального инвентаря. Со временем, в связи с переселением горцев на равнину, возвращается подземное погребение, но внутри могилы уже строится некое подобие склепу из кирпичей и плит, обеспечивающее "воздушность" захоронения.
Известно, что зæппадзы разбросаны по всей Осетии. Они, по В.А. Кузнецову, представляют собой "прямоугольные камеры, сложенные из больших, грубо обработанных плит и камней; стены на высоте примерно полутора метров начинают переходить в ложный свод, характерный для горнокавказского строительства. В продольных стенах делались пазы, в которые вставлялись деревянные балки. На них клался настил из досок. Через узкий квадратный лаз в фасадной стене вносили усопших и укладывали на настиле. Затем лаз закрывался деревянной дверцей с задвижкой. Склеп с течением времени становился коллективной усыпальницей для нескольких поколений людей, принадлежащих к одной фамилии". Следовательно, каждая патронимия имела свой склеп, в котором хоронили в течение долгого времени.
Формы осетинских склепов чрезвычайно разнообразны: погребальный комплекс, располагающийся рядом с селением, мог состоять из абсолютно разных и несхожих склепов, чего практически нет в соседних регионах. Но при всем многообразии башенных склепов можно все же определить несколько наиболее часто встречающихся архитектурных типов, причем детальное их сопоставление позволяет выделить два варианта североосетинских склепов: восточный – иронский и западный – дигорский (Г.А. Кокиев).
К восточному варианту можно отнести склепы с квадратными основаниями, с двух- или трехуровневой сакральной камерой и развитым ступенчато-пирамидальным завершением, увенчанным каменным шишаком фаллической формы: данный элемент является своеобразным символом патриархата. Такого рода склепы распространены в верховьях рек – Терек, Геналдон и Гизельдон – на территории, которую некогда занимало Тагаурское общество.
Кроме этого типа склепов, широкое распространение в Северной Осетии получили также склепы с прямоугольным основанием и двухскатной ступенчатой, реже гладкой, кровлей.
В Дигорском ущелье часто строились склепы с квадратными или же многогранными основаниями, с многоуровневой сакральной камерой и выразительным конусообразным гладким завершением с каменным шишаком. Значительно реже здесь встречаются круглые склепы, а также склепы со ступенчато-пирамидальными завершениями. Специфической чертой дигорского варианта склепов является наличие в нижнем уровне сакральных камер небольших погребальных ям, куда, по всей видимости, сбрасывались кости погребенных. Характерным примером склепов этого типа является один из склепов, расположенный у селения Фаснал. Склеп имеет гладкое завершение призматической формы, опирающееся на восьмигранное основание сакральной камеры, стены которой наклонены внутрь. На высоте 2,6 м от уровня земли по периметру стен гробницы нависает каменный козырек. Общая высота склепа 5,5 м. Примечателен характер формы сторон и стен, и завершений: они слегка вогнуты внутрь склепа. В интерьере это практически не просматривается, и поэтому сакральная камера имеет в плане форму, приближенную к окружности. Другой особенностью данного склепа является могильная яма, устроенная в уровне сакральной камеры и обложенная каменными плитами.
В ущельях Северной Осетии встречаются отдельные типы склепов с аркообразными нишами, устроенными в фасадных стенах. Формы ниш разнообразные: стрельчатые, четырехугольные, трапециевидные, полуциркульные, и все они являются наружным продолжением ложносводчатого перекрытия сакральной камеры. Североосетинские склепы с нишами были приспособлены для исполнения ритуальных обрядов, связанных с культом предков.
Родовые склепы и связанные с ними обряды погребения и размещения в них усопших являются своеобразным явлением горской культуры. Зæппадз служил и местом захоронения, общим для всех, и памятником им. Привлекает внимание удивительная схожесть архитектурных форм склепов с формами родовых башен. Здесь налицо перенос формы традиционного жилища на форму сакральных сооружений: святилища, склепов, усыпальниц. В основе такого переноса формы лежит глубокий культурный смысл: форма древнейшего жилища – это символ жилища предков. Фаллическое завершение склепов знаменует собой животворящую силу божества, неисчерпаемость рождений и круговорот вечных жизни и смерти. Форма родовой башни становится формой дома "вечной жизни" предков-отцов, потому что "всякая смерть есть средство поддержания и возрождения жизни" (Фрейденберг).