Этимология слова "питиахш" не совсем ясна, но термин связывают с ахеменидской должностью "око царя" и переводят "наблюдающий". В надписи Армазийского некрополя картлийский питиахш Иодманган назван "эпитропос", что означает "управитель царя", "правитель, опекун, наместник царя, регент". Питиахши в Грузии являлись высшими должностными лицами при царском дворе, могли заменять царя в необходимых случаях. По аналогии можно предположить, что аланский Итаксис – питиахш, вероятно, был "вторым царем" и являлся носителем как военной, так и светской власти. Здесь же следует заметить, что средний слой военно-служилой знати алан – (первоначально "военные предводители") в средневековой Осетии составили сословие феодалов, а само слово "алдар" стало переводиться как "князь". Высший слой военной аристократии – багатары – в государстве алан составил элиту, представители которой к X веку захватили царский трон.
Как пишет известный этнограф В.С. Уарзиати, "о пребывании алан на территории расселения современных абхазов и абазин свидетельствуют исторические документы. В труде Феофана Исповедника "Хронография", освещающего исторические события в VIII и начале IX вв., говорится о непосредственных контактах алан с абазгами. Послу императора Юстиниана II к аланам, спафарию (полководцу – В. У.) Льву они заявили о соседских взаимоотношениях и торговых связях с абазгами".
Абазги (другие этнонимы: абасги, абаза, абеза, обез) – древнее племя, которое в позднеантичное и раннесредневековое время жило в Абазгии, на восточном побережье Черного моря. Во II веке нашей эры Абазгия находилась в подчинении у римских императоров, а в IV веке нашей эры Абазгия поглотила соседнее государство – Санигию, в котором проживало родственное племя санигов, они были ассимилированы и исчезли со страниц истории. В VIII веке нашей эры Абазгия поглотила другое соседнее государство – Апсилию, где проживало родственное племя апшилов. Их абазги не смогли ассимилировать вследствие большего количества, в дальнейшем они составили основу нового этноса – абхазов. Начиная с VIII века множество наименований древних народов вытесняется двумя наименованиями: абхазы (грузинский вариант – абхазети) и абазы. Примерно в XIII–XIV веках часть племен (самоназвание "абаза") несколькими волнами мигрирует на территорию разбитой монголами Алании, здесь за ними закрепляется окончательно этноним абазины.
Приведем отрывок из "Хронографа" Феофана Исповедника в переводе и с комментариями В.И. Оболенского и Ф.А.Терновского ("Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта", М., 1887), из которого становятся понятными цели дружины алан под предводительством Итаксиса, их роль в дальнейшей судьбе государства Абхазия (в те времена – Абазгия). Потомки могут зримо представить себе тактику и стратегию ведения боя профессиональных воинов, чьими услугами на этот раз воспользовалась Византия.
"В сем году (у Феофана А. М. 6209, т. е. 716/717 г.; точнее 717 г.) воцарился Леон (император Лев III (717–741) родом из Германикий (город в Киликии; совр. Мараш в Южной Турции), но по истине из Исаврии (Исаврия – область на юго-востоке Малой Азии, напротив острова Кипр). При царе Юстиниане (Юстиниане II) со своими родителями переселился он в Мезимеррию Фракийскую в первом году его царствования. Во втором же году его царствования, когда царь пришел туда с болгарами (т. е. с Тервелем), Леон встретил его с дарами, состоявшими в пятистах овцах (речь идет, очевидно, о провианте для войска Юстиниана II). За сию услугу царь Юстиниан тотчас сделал его оруженосцем и обращался с ним, как с искренним другом. За это возникла зависть, и его оклеветали пред царем, что он домогается престола. Сделано было исследование касательно его, и клеветники его постыдились. Но это слово с того времени у многих было на языке. Юстиниан не хотел вредить ему явно, но в нем осталось тайное подозрение к Леону, которого и послал он в Аланию с деньгами, чтобы возбудить аланов против Авазгии, Лазики и Иверии (в то время в Абасгии, Лазике и Иверии господствовали сарацины). Прибывши в Лазику, он спрятал свои деньги в Фазисе (Фасис – река – совр. Рион, и одноименный город – совр. Поти в устье Риона, но поскольку в греческом тексте "Хронографии" Фасис употребляется с артиклем мужского рода, то, очевидно, подразумевается река, а не город) и с немногими туземцами пошел в Дафилию и, перешедши Кавказские горы, пришел в Аланию. Юстиниан, чтобы погубить его, пославши, унес деньги из Фазиса. Аланы приняли оруженосца с великою честью и, поверивши словам его, вторглись в Авазгию и многих пленили. Владетель авазгов (годы правления абхазских князей известны, начиная со Льва I (ок. 736–766/767 гг.); для остальных установлены в хронологическом порядке только имена (числом 9), последние из них – Димитрий I, Феодосий I, Констанций I и Феодор (Kollautz. Abasgen, S, 33–36). Не исключено, что в нашем случае речь идет о Феодоре, а может быть, и о Констанции I) дал знать аланам, что Юстиниан не нашел другого такого обманщика, как этого человека, которого бы мог послать, чтобы возбудить нас против вас, наших соседей. Он обманул вас и обещанием денег: ибо Юстиниан, приславши, взял их. Но выдайте его нам, а мы дадим вам за него три тысячи монет, и старинная дружба между нами да не разрушится. Но аланы отвечали: мы не из-за денег послушались его, но из любви нашей к царю. Авазги еще послали к ним: выдайте нам его, и мы дадим вам шесть тысяч монет. Аланы, желая узнать страну авазгов, согласились взять шесть тысяч монет и выдать оруженосца, но наперед все ему открыли и сказали: ты видишь, что дорога в Римскую землю (сам Феофан употребляет слово 47 раз, из которых лишь один в применении к европейской территории Византии, в остальных случаях Романия относится к малоазийским землям и упоминается в связи с византино-арабскими войнами) заперта, и тебе негде пройти. Итак, мы употребим хитрость и согласимся выдать тебя и отпустить вместе с нашими людьми; мы осмотрим ущелья их, сделаем набеги, истребим их с лица земли и сделаем все для наших выгод. Ответчики аланские ушли в Авазгию, согласились выдать им оруженосца и получили от них многие подарки. Авазги послали еще большее число ответчиков с великим количеством золота, чтобы взять оруженосца, которому тогда аланы сказали: эти люди, как мы уже говорили тебе, пришли взять тебя, и ты пойдешь в Авазгию; мы имеем с ними сообщение, и наши купцы всегда ходят туда. Впрочем, чтобы намерение наше не подверглось какому-либо нареканию, мы предадим тебя только по-видимому; но когда они двинутся в путь, мы подошлем тайно сзади, их убьем, тебя скроем, пока войско наше внезапно соберется в земли их; что и случилось. Ответчики авазгов, взявши оруженосца с людьми его, связали и ушли. Аланы с владетелем своим (Итаксием) настигли их сзади, побили авазгов, оруженосца скрыли и вторглись внезапно в ущелья их, взяли великий плен и произвели великое опустошение в Авазгии. Юстиниан, услышав, что и без денег поручения его исполнены, послал письма к авазгам, если вы сохраните этого человека нашего оруженосца и без вреда доставите его к нам, то мы прощаем вам все ваши проступки (Ю. А. Кулаковский предполагает в этих "прегрешениях" грабежи абасгами торговых кораблей трапезундских купцов, которые торговали с кавказским побережьем – Кулаковский. История, III, с. 322, прим. 1). Они с радостью получили письма, опять послали в Аланию с предложением: мы отдаем вам в заложники наших детей; отдайте только оруженосца нам, а мы отправим его к Юстиниану. Но оруженосец не согласился на это и сказал: силен Господь отворить мне дверь для исхода, но в Авазгию не пойду".
В современной Осетии есть небольшая фамилия Итазовых, она значится в числе первопоселенцев с. Зилги Правобережного района.