[B]Найти себя и применение своим навыкам – для помощи в этом важном деле детям с ОВЗ и призван новый проект, реализуемый в Комплексном реабилитационно-образовательном центре для детей с нарушениями слуха и зрения.[/B]
Даже если ты – особенный ребенок, никто не сможет создать для тебя особенный мир, но можешь сам начать менять его вокруг себя, приобретая новые знания и умения. В республиканском интернате сейчас 73 учащихся, и у каждого из них появился реальный шанс расширить границы своих возможностей благодаря реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". Учреждение получило субсидию для создания профориентационного центра, который заработает уже в этом году. "Став участниками проекта, мы изучали все направления, высчитывая максимально рациональные и перспективные для наших детей, – рассказывает директор Комплексного реабилитационно-образовательного центра Марина Карсанова. – Нами были выбраны картонажное дело и сити-фермерство. Специалисты типографского дела довольно востребованы на рынке труда, а сити-фермерство на сегодняшний день имеет большой потенциал для развития в сельском хозяйстве как в стране в целом, так и в нашем регионе, в частности. К тому же освоение этой компетенции включает навыки агротехнологий и IT-решений. Например, растения выращиваются не на грунте, а в субстратах или питательном растворе, размещаясь в помещении. За всеми процессами наблюдают и контролируют компьютеры".
Особенностью профориентационного центра станет современное оборудование: вся работа будет строиться с использованием последних технологических новинок. "Начинка" кабинетов – это главное в данном проекте. На приобретение оборудования выделено 4 млн руб., и часть из необходимого перечня уже закуплена, – по словам руководителя интерната, само учреждение в ремонте не нуждается, весь процесс направлен лишь на оснащение помещений. – Мы уже получили новое оборудование для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы, у нас оборудованы сенсорная комната и переплетный цех. Сейчас готовится кабинет, в котором будут установлены автоматизированные теплицы. Так как растения выделяют влагу, там нужно установить вытяжки и покрыть стены водоотталкивающей краской, чтобы предотвратить появление грибка".
"Родители нынешних выпускников восприняли новость о создании профориентационного центра с ноткой сожаления: почему он не появился раньше?! Ведь список образовательных учреждений, куда могут поступать наши выпускники, весьма ограничен: как правило, девочки осваивали швейное дело, а парни – столярное ремесло. Сейчас же спектр направлений расширяется. К тому же теперь при выходе из коррекционного учреждения ребенок должен иметь как документ об окончании школы, так и о наличии профессии. Таким образом, уже при выходе из нашего центра они смогут быть трудоустроены", – Марина Карсанова отметила, что сейчас процент молодых людей с ОВЗ, которые находят себе работу, не так высок, и каждым отдельным случаем педагоги по праву гордятся. Однако реализация данного проекта должна кардинально поменять ситуацию, позволив достичь максимальных показателей в этом вопросе, тем более что ребята потом смогут поступить в техникумы и училища по выбранному профилю. Более того, те учащиеся, кто заинтересуется непосредственно сити-фермерством, смогут заниматься растениеводством самостоятельно, выращивая культуры дома или даже открыв собственное дело, причем в городских условиях.
В полной мере профориентационный центр при Комплексном реабилитационно-образовательном центре для детей с нарушениями слуха и зрения заработает к концу этого года: на изготовление тепличного оборудования может уйти около двух месяцев, поэтому поступит оно в учреждение примерно в октябре. К этому времени педагоги пройдут курсы повышения квалификации, чтобы стать компетентными наставниками для учеников. Учителя технологии в сентябре прослушают семинары и мастер-классы. Кроме того, поставщик теплиц, присылая мастера по их установке, также обеспечивает обучение по их эксплуатации.
Профориентационная деятельность рассчитана на учащихся с нарушениями слуха 5–11-х классов, которых сейчас в центре около 50 человек. Но самое занимательное то, что сами дети еще не знают о том, какие нововведения их ждут с началом учебного года. Пока ребята на каникулах и набираются сил для образовательного процесса, который теперь станет для них еще более интересным, познавательным и многогранным.