Так вот, Татьяна Кандаурова – именно такой человек. Мать двоих детей, по первому образованию инженер-электрик, а сегодня – предприниматель, счастлива по-своему. Муж – непьющий, трудоголик: если он в данный момент не в своей фирме, то с головой уходит в "гаражные" дела: мастерит, собирает, строит, внедряет, ремонтирует… Ну, а на ней, Татьяне, естественно – весь их быт и дети... С дочкой Мадиной все нормально. Вот уже в 10-м классе. Занятий – по горло: школа, репетиторы... А восьмиклассник Тимур... О, это отдельная история! Как говорится, с ним не соскучишься. Оценки... нет, тут все в порядке – твердый "хорошист" и в секции бокса не из последних. А вот с чтением – здесь хоть караул кричи! Калачом не заманишь. Да, так было. Еще совсем недавно. Таня очень переживала. И бабушка с дедом – тоже. И в кого он только пошел?! У старших прекрасная домашняя библиотека, да и родители читающие. А тут... Но вскоре все изменилось.
Кто из гостей подарил ему на тринадцатилетие книгу о Гарри Поттере?.. Открыл, полистал. Что-то прочитал... Оказалось, это была третья часть из полной серии. Таня тут же приобрела для сына первые две, лишь бы не отбить желание мальчика прикоснуться к книге. Вот с этого, пожалуй, все и началось. Сначала читали вместе. Да-да, Татьяна старалась выкроить время, пусть даже в ущерб чему-то, лишь бы только каждый день вместе с Тимуром сесть за "Поттера"! Это в те месяцы было единственным, на что он, постепенно втягиваясь, стал откликаться. Более того, начал читать и сам. Да и мама вроде пристрастилась к почерку Джоан Кейтлин Роулинг. И ей тоже стали как-то небезразличны и Волдеморт, и Хмури Дикий Глаз, и Дамблдор, и Хедвиг, и Гермион, и Хагрид, и Маркус Флинт, и Джинни. А уж судьба самой Роулинг вообще не оставила ее равнодушной!
Автор "Поттерианы" – человек и в самом деле необычный. За пять лет она прошла путь от жизни на социальное пособие до статуса мультимиллионера. А чуть позже Роулинг назвали первым человеком, который стал долларовым миллиардером с помощью написания книг. Будучи никем, прозябая "в чулане под лестницей, "она в один прекрасный день проснулась богатой и знаменитой". И вообще, "известнейший филантроп, одна из самых влиятельных женщин в Британии".
"Поттериана" – это издание в 400 миллионов экземпляров. Вот уж точно рекорд для Книги рекордов Гиннесса! И ведь за всем этим стоит не какое-нибудь везение, а титанический труд, к чему способен далеко не каждый, даже очень талантливый, человек. Да и сам факт, что "Гарри Поттер" навсегда вошел в мир детской литературы и соседствует с "Винни-Пухом", "Питером Пэном", "Мэри Поппинс", неоспорим. А разве неинтересно то, что по "Поттеру" столько рекламных кампаний, фильм Криса Коламбуса, десятки компьютерных и ролевых игр, фанфики, футболки и тому подобное? Конечно же, такой пиар во многом поспособствовал популяризации книги, но, вероятнее всего, это произведение нашло бы путь к сердцам читателей и без столь мощной рекламной поддержки, пусть на это было бы затрачено и чуть больше времени.
Даже на родительском собрании, куда классным руководителем Тимура была приглашена и учительница русского языка и литературы, слезно жалующаяся родителям на то, что дети совсем не читают, всегда молчаливая в таком окружении Таня задала словеснице встречный вопрос: "Вот вы говорите, что детям, кроме какого-то там "Поттера", ничего неинтересно... А вы сами читали эту книгу?" "Что-о-о?! Я-а-а?! Зачем?! Еще этого мне не хватало!" – таков был ответ. И тогда Таня не выдержала: "А почему "какого-то"?! Я тоже не верю в чародейство, магию, терпеть не могу всяких фей, эльфов, вампиров, ведьм... но мой мальчик читает об этом взахлеб и мне просто интересно, чем он живет, что его так "цепляет"... И вообще, чем сейчас можно удивить детей?.. Почему "Поттера" перевели на 37 языков народов мира, его обожают миллионы ребят и взрослых? Дети со всех концов света говорят, что Гарри в чем-то заметно изменил их жизнь. Чем? Как? Мне даже кажется, что мы с сыном сейчас, после "Поттера", стали ближе. Вот недавно он меня спросил, как бы я написала сочинение на тему: "Что я увижу в зеркале Джедан?" И, честное слово, я, взрослый человек, задумалась. И порадовалась. Значит, ему хочется с кем-то пообщаться на эту тему, выговориться, следовательно, что-то по-настоящему интересует. А ведь "Поттер" – это совсем не дань моде, не бешеная, необъяснимая страсть подростков. Нет. Что сегодня так важно для детей этого возраста? Дружба. А она показана в "Поттере" как важнейшая часть жизни... Ведь как ребятам нужно простое понимание... В мире достаточно людей, которые создают другим проблемы. А истинный друг окажет всегда безоговорочную поддержку. И во всех книгах Роулинг – и в "Философском камне", и в "Тайной комнате", и в "Узнике Азкабана", и в "Огненном кубке", и в "Ордене Феникса", и в "Принце-полукровке", и в "Дарах Смерти" – именно дружбе детей посвящены многие страницы.
А воображение... книги о Гарри Поттере, по-моему, очень развивают его. Тимурик недавно удивил меня своим вопросом: "Мама, а вот если бы ты была зверомагом, каким бы ты стала животным? И почему?" Я сначала тоже засмеялась, как вы сейчас. А вообще-то, была в тупике. А правда, каким? Или еще: "А ты отдала бы меня в школу волшебников? Вот если бы отдала... я бы, знаешь, что сделал?.." Я в душе очень благодарна той же Роулинг. Она угадала в наших детях то, что не хотим, не умеем видеть мы: жажду всякой таинственности, мечтательности – и отправила их в большую дорогу (все же семь книг – это не шутка!) искать ответы на многие жизненные вопросы. Муж иногда потешается, слушая наши с Тимуром разговоры: "Вы – как какие-то конспираторы, заговорщики. Мы с Мадиной даже не понимаем вашего языка..." А я, поверьте, даже горжусь тем общим интересом, который так связал меня с моим мальчиком. На последнем празднике "Хэллоуин" он захотел представлять Гарри. И я готовила ему костюм. И мы вместе получали от этого большое удовольствие... И еще в этих книгах так много юмора. Я заметила, что и сама стала чаще улыбаться. А Тимур, уверена, узнал из "Поттера" так много нового. Да, собственно, и я, взрослый человек – тоже. Например, о спорте, о латинской грамматике, о мифах и легендах. Возьмите семена и названия в романах. Ведь за каждым из них – что-то необычное, говорящее, интересное. Сейчас я все и не перечислю. Но куда мы только с сыном ни "заходили"! И в словари иностранных слов, и в "Википедию"... Было просто любопытно. Гермиона, Аргус, Гриффиндор... И еще. Тимур стал задумываться об очень серьезных вещах. Например, о том, что изменил бы в мире, если бы у него была такая возможность. И, вы думаете, что? Он сказал, что сделал бы людей более терпимыми: родителей, учителей, вообще всех взрослых – к детям. И наоборот. И еще разные страны – друг к другу. А недавно, смотрю, мальчик что-то черкает фломастерами. Знаю: рисовать он совсем не умеет. Думаю: что еще нафантазировал? А он, оказывается, чертил карту Севера, где находится Азкабан. И Северное море, и зловещий замок Хогвартс, огромный, с разбросанными башнями и укреплениями. Он воображал его, ему было интересно то, что, как и дом Уизли, его не могли бы построить магглы... В общем, мне во многом "Поттер" просто помог. Подружил с сыном. И мы с ним прислушались к советам Роулинг и уже охотимся за теми книгами, которые она очень советовала прочитать подросткам. Раньше я и не слышала о таких авторах, как Несбит, Бренфорд, Галлико... Да и приложения к "Поттеру" появились. Мы так обрадовались этому! "Фантастические звери и места их обитания", "Квидвич с древности до наших дней", "Сказки барда Бидля", "Гарри Поттер: предыстория..." А фанфики... до этого я и не слыхивала о них... Помню, перед 7-й книгой, "Дарами Смерти", мы с Тимуром тоже пытались, как фанфики, сочинить продолжение истории героев. У нас даже какие-то варианты появились...
А если честно, раньше (собственно, об этом я уже говорила) ненавидела всякую фантастику, мистику, фэнтези... Но, оказывается, можно и даже нужно в чем-то преодолеть себя. Только потом начинаешь понимать и суть задуманного автором, и многое другое. А это уже немало... Да, чуть не забыла. Ведь в "Поттере" показаны необычная школа и интересные преподаватели. Школа – в Хогварде, а преподаватели, например, профессор Мак Гонагалл... Тимур даже сказал, что он бы с большим удовольствием поучился в такой школе... Да там и правда много необычного..."
Таня, наконец, выдохнула и села. Кажется, сама от себя не ожидала такой длинной речи. Кое-кто смотрел на нее с нескрываемым удивлением, кто-то – с любопытством, кто-то – с уважением...
А потом отец Заура Ногаева произнес: "Д-да... Я вот никогда не открывал книги своего сына. По-моему, у него их и нет..."
И разговор все-таки завязался. Значит, от семьи тоже многое зависит. Но при этом мало просто "зудеть" и "сожалеть" о том, что дети перестали читать. Можно ведь трудиться (именно трудиться!) в этом направлении, как это делала Татьяна Кандаурова. А это, естественно, так нелегко. И далеко не все в состоянии осуществить подобное. Многие и прикасаться к этому не станут: что же, мол, тогда будет делать школа, если родители все взвалят на себя?!. Но никто и не говорит обо всем. Просто дружба с собственными детьми – это, признайтесь, мечта многих родителей. А совместное чтение, как и всякое общее дело – только одна из ступенек, ведущих именно к ней. А если оно так, нужно ли пренебрегать этим?!
Совсем недавно я разговаривала с одной из своих знакомых – Жанной. Успешный программист, она тоже не была в восторге от того, что ее уже повзрослевшая дочь решительно и бесповоротно игнорировала, ссылаясь на нехватку времени, чтение художественной литературы. Например, школьную программу в старших классах "изучала" исключительно по сборникам с кратким содержанием указанных произведений. И нисколько не стыдилась этого. Скорее, даже бравировала. Летом они с дочерью обычно ездили на море, в последний же сезон решили посмотреть Москву. Жанна долго и незаметно готовила свою девочку, теперь уже студентку, к тому, что им предстояло увидеть: специально заводила разговоры о доме Ростовых, о Бородинском поле, о музеях Маяковского, Цветаевой, Толстого, Замоскворечье Островского... А потом, уже в Москве, она в чем-то даже не узнавала свою Залину. Во всяком случае, первый том "Войны и мира" Зайка начала читать, когда находилась еще там, в столице... И в поезде, когда возвращались во Владикавказ, не выпустила из рук.
Жанна несказанно радовалась: "Жалею, и что я раньше не сделала этого?! Все думала: "Турция, Турция..." Конечно, море очень нужно. Здоровье, отдых... Но ведь и другая возможность была – повозить девочку по интересным местам. Да, у нас, в России. Вот теперь наверстываем. Решили проехать с ней по Золотому кольцу. Так Залину уже не отгонишь от Интернета. Выкачала оттуда все, что только есть интересного в этом маршруте. И, представляете, сама добавила к поездке есенинское Константиново! Отыскала уже не только сборники его стихов, но еще и книги о поэте. Сейчас на ее столе "Тайна гостиницы "Англетер". Я и сама еще это не читала. В общем, на седьмом небе! И вопросов разных у Залинки куча. Конечно, могу ответить далеко не на все, я же не филолог. Тоже "лезу" в "Википедию". Спрашиваю что-то у друзей. Наверное, такое – и для меня какой-то стимул. Странно, да?"
Нет, Жанна, совсем не странно. Это, думаю, прекрасно! А что касается школы... не мешало бы и учительнице подчас серьезно задуматься о том, что и ей стоит читать или хотя бы косвенно знать то, чем живут ее ученики, не отвергая безоговорочно и, признаемся, зачастую безапелляционно все то, что не входит в мир собственных пристрастий. Разве стоять со своими воспитанниками по разным берегам реки – это лучший вариант?! Ведь все бывает, не так ли? А что, если от привязанности к какому-то даже определенному, пусть совсем не классическому, жанру постепенно появится и другое – любовь к книге, к чтению, к прекрасному?! Это ли не наша общая цель? Значит, попробовать все же стоит... Так давайте сделаем это!