Как и в том, что если при рождении Бог тебя поцеловал в макушку, то это, как говорится, обязывает: одного таланта, чтобы состояться в любимой, выбранной сердцем профессии, для художника мало. Потому что она требует от человека творческого самоотдачи по полной, без скидок – и ею действительно нужно гореть… А еще Аня, чье имя как одаренного художника-пастелиста сегодня на слуху уже не только в ее родной Осетии, но и за пределами Северного Кавказа, считает: нет, наверное, это все-таки даже не ты сам выбираешь профессию, которая становится твоей судьбой и любовью навсегда, а профессия выбирает тебя.
– В семье у меня художников не было, – улыбается она. – Но зато в средней школе № 18, где я училась, рисование у нас вела замечательный педагог – Татьяна Сергеевна Айларова. Именно ей я и обязана тем, что "заболела" любовью к живописи. А потом у нас в школе создали экспериментальную группу, в составе которой, начиная с восьмого класса, я четыре года параллельно изучала композицию, живопись, рисунок и историю искусств на художественно-графическом отделении Владикавказского педагогического колледжа. И, окончив школу, получила "на руки" еще и диплом его выпускницы.
…Учиться дальше Анна мечтала на модельера. Но сложилось так, что в 2004 году поступила она на кафедру архитектуры и дизайна СКГМИ. "Наша гордость" – так аттестуют Аню в один голос ее педагоги, очень надеявшиеся, что после защиты диплома она там же, на родной кафедре, и останется работать. Однако судьба опять распорядилась иначе: в жизнь Ани вошла любовь. Большая – и счастливая. Вместе с супругом Степаном она переехала из Северной Осетии в Санкт-Петербург. И все-таки творчеству не изменила, в чем ее очень поддержали близкие. А 14 августа в Музее истории Владикавказа у Анны Сагамонянц, члена Национального союза пастелистов России, открылась первая персональная выставка. Под названием простым и солнечным: "Краски из жизни". Как признается сама художница, это была ее давняя заветная мечта: чтобы прошла столь знаковая для нее выставка не где-то еще, а именно в ее родном городе. И она горячо благодарна всем, кто помог ей этот проект осуществить.
А представлены в Музее истории Владикавказа около 30 работ Анны Сагамонянц, выполненных пастелью и в технике "граттаж" (то есть с использованием акриловой краски, благодаря чему получаются такие работы очень декоративными, праздничными и сочными). Главным образом, пейзажи. "Мимолетный союз магнолии и зимородка", "Зеркало парка", "Оливковая роща в знойный день", "Ритмы соснового леса", "Критский пейзаж", "Долина тюльпанов", "Под покровом дерева", "Дуновение ветра", "Закатные переливы", "На терракотовой земле" – их названия звучат, как стихи и как музыка. Синие кружевные тени от веток олив на горячих камнях, розовый пожар буйно цветущих по весне в садах магнолий и тянущиеся к солнцу алые чаши тюльпанов, серебристо-зеленые косы ив, глядящихся в тихий пруд в старом городском парке, малахитовая хвоя придорожных сосен, каналы Венеции и лазурит средиземноморского неба, в которое четко, как на античной гемме, врезаны силуэты раскаленных от зноя желтых скал, помнящих еще Икара, Тезея и Ариадну… Суметь разглядеть эту щедро разлитую вокруг красоту и помочь увидеть ее другим – и глазами увидеть, и сердцем. Именно это, уверена Анна Сагамонянц, и есть то, ради чего приходит в мир художник. А самой ей по духу, пожалуй, ближе всего творчество Клода Моне, Винсента Ван-Гога, Поля Гогена, Анри Матисса и Мартироса Сарьяна.
– Пастель меня увлекла еще в годы учебы. Это – техника очень эффектная, с богатейшим "букетом" возможностей. В ней есть куда расти и развиваться, что оттачивать – и в ней можно многого добиться, – улыбается Аня.
Красивая, жизнерадостная, энергичная, буквально излучающая свет… Она – еще и живое опровержение расхожего постулата, с апломбом утверждающего, что для женщины семья, дом, предназначение хранительницы очага и творчество якобы очень плохо совместимы. Детей у Анны и Степана – трое: сыновья Левон и Микаэль (которому пока всего три месяца, и потому на открытии первой маминой персональной выставки он вместе с остальными членами их большой дружной семьи не присутствовал) и дочка Сандра. И старшие дети тоже уже тянутся к карандашам и краскам.
А из уст заведующей Музеем истории Владикавказа Елены Габоевой и педагогов Анны Сагамонянц – заведующего кафедрой архитектуры и дизайна СКГМИ Арсена Баликоева и преподавателей, которые были ее наставниками в вузе и в педколледже, Ларисы Павловой и Валентины Зимы – в адрес молодого автора выставки "Краски из жизни" прозвучало немало теплых слов и добрых напутствий. Полных твердой уверенности: Анна – художник с очень серьезным потенциалом, который, несомненно, раскроется дальше перед нами, ее земляками, множеством новых нюансов и полутонов.
А еще стали гостями выставки друзья этого филиала Национального музея РСО–А из Армавира – Елена Кодзокова и ее дочь Татьяна. "Владикавказ – город, с которым связано немало светлого и дорогого для нашей семьи. Здесь служил в свое время мой муж, здесь выросла Танюша. Потом мы переехали в Армавир, но годы, прожитые во Владикавказе, и тепло сердец его горожан навсегда остались в нашей памяти", – поделилась с "СО" Елена. Семьей Кодзоковых уже была передана в фонды Музея истории Владикавказа, в том числе, коллекция редких почтовых марок. С подарком сюда они приехали и на сей раз. Как рассказала Елена Габоева, этой осенью в музее стартует новый проект: при нем от кроется клуб "Коллекционер", в рамках заседаний которого будут проводиться однодневные тематические экспозиции, встречи с интересными людьми, увлеченными историей города, и, помимо всего прочего, чаепития. Для чего и преподнесли Елена и Татьяна Кодзоковы, под аплодисменты гостей выставки, в дар Музею истории Владикавказа большой, красивый и вместительный фаянсовый чайник. Чтобы чая и тепла на заседаниях клуба хватило на всех!
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.