[B]Байрёйт по праву стоит в одном ряду с великими и древними мировыми культурными столицами, — и обязан этим Рихарду Вагнеру, сделавшему его столицей своей музыки. Именно он избрал его для осуществления своей давней мечты: создания театра, специально предназначенного для исполнения его опер. [/B]
Ханс Рихтер, Рихард Штраус, Зигфрид Вагнер и Пласидо Доминго — вот лишь неполный список гениев, выступавших с Байрёйтским оркестром в рамках фестиваля в разные эпохи. Теперь в этом списке – Валерий Гергиев, что не могло не вызывать огромный резонанс и небывалые пересуды не только в околофестивальных кругах, но и в кругах, довольно далеких от музыки и пытавшихся политизировать это культурное событие мирового масштаба. Фестиваль нынешнего года наглядно показал, что это была объективно захватывающая, интересная работа. Как написал один немецкий критик: "Маэстро Гергиев облекает в сияющую золотом грацию неуклюже эротический вагнеровский пафос".
Стоит отметить, что немецкие меломаны — народ очень умный и тонкий. Чего не скажешь о псевдолиберальном истеблишменте, который, на самом деле, совершенно не интересуется тем, как звучит музыка Вагнера и что именно сделал маэстро Гергиев с этой великой партитурой. Впрочем, теперь о самом выступлении прославленного оркестра с великим маэстро за дирижерским пультом…
17 августа 2019 года. Дворец фестивалей в баварском Байрёйте напоминает гигантский "муравейник". Ежегодный летний фестиваль почтили присутствием тысячи людей: мужчины — в смокингах, дамы — в элегантных вечерних платьях. Среди огромной массы ценителей музыки — видные политики, владельцы транснациональных корпораций, члены европейских королевских семей, известные режиссеры, актеры и представители международных масс-медиа. Практически весь мировой истеблишмент ежегодно собирается на Летний Байрёйтский фестиваль, у истоков которого был сам композитор и Король Баварии Людвиг II.
Согласно сложившейся традиции ровно в 15:40 (по местному времени) на балкон Дворца фестиваля выходят трубачи, подающие фанфарами сигнал, означающий первый звонок.
Зал переполняется буквально в считанные минуты, и ровно в 16:00 раздаются первые звуки; сегодня — ‘Tannhäuser’ исполняется… без света. На экране мелькают картины — новаторское видение режиссером оперы.
Уникальная акустика зала творит истинное волшебство; величественная музыка гения музыкальной драмы моментально обволакивает пространство и буквально вводит в транс, усиливающийся жарким маревом зала.
Время летит незаметно; в музыке растворяется душа. Неподдельный, искренний восторг неизбежно вызывает слезы. Заключительные, торжественно-эпические звуки. Мгновенно наступает звенящая тишина…
Затем – бурные аплодисменты! На сцену начинают выходить артисты, последним выходит маэстро. Зал буквально взрывается шквалом оглушительных аплодисментов. Овации продолжаются 5, 10, 20 минут.
Гергиев выходит на поклон более 12 раз. Народ не расходится. Через полчаса администрация начинает выключать свет в зале. Но возле гримерной комнаты маэстро уже собралось огромное количество людей. И все заново: аплодисменты, признания, автографы и фото …
В два часа ночи уставший маэстро уходит. На завтра намечены ранний выезд в Зальцбург и последующая многочасовая репетиция. Там у Валерия Абисаловича другая ипостась; он — дирижер Зальцбургского фестиваля, основанного Рихардом Штраусом и считающегося одним из самых известных в мире.