Немцы все-таки захватили селение и начали хозяйничать в нем. Из школьного здания выбросили все парты и разместили в нем полевой госпиталь, оборудовали палаты для раненых немецких солдат. Солдаты роты охраны госпиталя отбирали у населения домашнюю живность – кур и гусей. На мельнице хозяйничал немец, который за помол брал "курку", "млеко", "айки".
Однажды наш односельчанин, глухонемой кузнец Амла Варзиев, принес на мельницу мешок пшеницы. Взвесив мешок, немец потребовал "цвай курка". Но Амла не понимал, чего от него хотят, и рукой оттолкнул назойливого немца. Тот не отставал, и тогда богатырь-кузнец схватил его за пояс, поднял над собой и швырнул вниз по лестнице. Пока ошарашенный "мельник" очухался и стал подниматься по лестнице, вопя и угрожая пистолетом, женщины быстро увели Амлу от греха подальше.
После освобождения села от немцев люди занялись восстановлением колхоза, обработкой земли. Наравне со взрослыми трудились и мы, дети.
Дети войны отдали за Победу свое детство, а вместе с ним и здоровье. В 1941 году у ребятишек не спрашивали, сколько им лет. Лозунг "Все для фронта, все для победы!" был для всех.
Наравне со взрослыми трудилось все молодое поколение села. Как вспоминает Юрий Саламович Бадтиев, ветеран вооруженных сил: "В нашей колхозной бригаде выделялась Соня Албегова. Эта черноволосая хрупкая, но волевая женщина умело руководила звеном, в котором насчитывалось два десятка женщин разных возрастов. Все они были солдатками, мужья которых сражались на полях войны с фашистской Германией, а некоторые уже стали вдовами".
Во время школьных каникул в колхозные бригады приходили и школьники, так звено пополнялось новыми рабочими руками. На работу выходили до восхода солнца, шли на колхозные поля пешком, иногда по 5–7 километров. По окончании также пешком возвращались домой к заходу солнца. В общем, трудились по-фронтовому – от зари до зари.
Летом 1944 года по инициативе Насет Абдурахмановой было организовано комсомольско-молодежное звено. Она же и возглавила его. Семья Магомета Абдурахманова была многодетной, приехала в наше село из Дагестана. Все дети – Дибер, Насет, Солтан, Авдул и Мусталбег – трудолюбивые и старательные, не чурались никакой работы. Все семейство прекрасно владело осетинским языком. Рыжеволосая и светлоглазая Насет пользовалась уважением всего села, жадная до работы, острая на язык, она всех заряжала энергией, когда от усталости тяжелели руки, ноги, и сил не хватало, чтобы поднять во время прополки картофельного поля тяпку.
В комсомольско-молодежном звене работало больше 10 человек: Албегов Петя, Албегова Лида, Албегов Сергей, его младшая сестра Зират, Албегов Федя, Таболов Геор, Абдурахманов Солтан, Фарниева Тамуся, Бадтиев Юрий и другие.
…В тот день мы дружно работали на своем участке. Жали пшеницу серпами и вязали в снопы. В самый разгар жатвы подъехала к нам на бидарке агроном Мария и дала указание Насет отправить несколько человек на поле, что расположено вдоль канала имени С.М. Кирова, и там подготовить в пшеничном поле проход для комбайна, который должен скоро подъехать туда.
Насет, оставив Сергея Албегова за старшего, позвала с собой меня и Лиду Албегову. Мы отправились пешком к новому участку пшеницы. Здесь она была такая же колосистая, золотистая, высотой – выше пояса.
Насет на глазок прикинула середину участка, и мы приступили к жатве. Стали в ряд, шириной примерно 30 метров, каждому досталось по 10 метров. Солнце уже поднялось высоко, припекало, но мы работали по-ударному! Обычный жнец собирает захваченные серпом стебли пшеницы в пучок между большим пальцем и ладонью руки, затем срезает серпом весь пучок и кладет его сзади себя. Так он повторяет прием жатвы примерно 5 раз, чтобы затем связать эти пучки в сноп. Но Насет собирала не один пучок, как все, а четыре. Таким образом, она не за пять, а за три приема набирала целый сноп пшеницы. Я был тогда поражен таким приемом ручной жатвы, и не преминул воспользоваться ее опытом. Она охотно мне показала. Я старался, но у меня пальцы рук от напряжения сводила судорога. Но, как говорят, терпенье и труд все перетрут! Пока я осваивал новый прием, Насет и Лида ушли далеко вперед. Я изо всех сил старался наверстать упущенное время. Когда остановился, чтобы разогнуть спину и чуть передохнуть, увидел впереди себя Насет и Лиду, которые, орудуя серпом, словно машина, жали пшеницу на моем участке. Видя, как девушки помогают мне, я испытывал двоякое чувство. Было приятно, что взрослые девушки заботятся обо мне, но такая забота задевала мое юношеское самолюбие. Последние усилия, и мы дружно выполнили поставленную перед нами задачу!
Удивительное дело – общественный труд в коллективе в советское время творил чудеса. Люди всегда красивы в труде, а общественный труд с верой в будущее, да еще при активной поддержке властных структур, всегда рождает энтузиазм, который способен созидать и беречь созданное. Как нам сегодня этого не хватает!
…Шел 1956 год. Приближалось время расставания со школой, вот уже сданы все выпускные экзамены, нам вручили долгожданные аттестаты о среднем образовании. Чувства и эмоции, связанные с окончанием школы, неописуемы. Все мы жили надеждой, что исполнятся наши мечты и жизненные планы. Прошедшая война оставила незаживающие раны в наших душах. Из 24 выпускников 16 потеряли своих отцов на полях сражений. Руководство колхоза агитировало нас остаться в селе, но почти все отказались, нам хотелось вырваться в огромный мир за пределами села, получить образование, построить новую жизнь…
Храню напутствие старшего в фамилии Темирболата Бадтиева: "Помни – ты потомок рода Бадтиевых, а потому не имеешь права на недостойный поступок. Будь всегда осетином, изучай язык, обычаи, культуру своего народа. Знай и помни свою родословную от основателя рода, уважай и почитай старших". Еще он добавил: "Идешь в самостоятельную жизнь – не забывай своих родителей, родственников, односельчан".
Я следовал этим советам и в жизни, и в работе. Всегда старался помочь всем нуждающимся: детским садам, школам, создавал условия своему трудовому коллективу, оказывал помощь колхозам и совхозам. Для создания рабочих мест в Ставд-Дурте открыл цех по изготовлению мягкой мебели. Оказывал сельской школе помощь материалами для уроков труда, а также для нужд колхоза.
…Вот такой получился экскурс в прошлое. Сейчас село уже, конечно, другое. Прошли годы, и уже новое поколение ставддуртцев вписывает свои страницы в его историю.
Григорий БАДТИЕВ,
заслуженный работник культуры РСО–А.