Каждодневные планы, подготовка к урокам, постоянная работа над собой. Без нее нам нельзя: сразу можно отстать, а тогда просто станет нечего делать здесь, в школе. Правильно говорят: учить можно лишь тогда, когда растешь сам.
У любой профессии есть свои основы основ. Так и у нас. Общение с ребятами. Умение верно построить свои отношения с ними. Дружить без заигрывания, уважать без скидок, говорить без сюсюканья. Это всегда важно. Это всегда трудно. Это всегда прекрасно!..
Лариса АГУЗАРОВА, учительница математики Мизурской СОШ:
– Я думаю, что в профессии учителя все трудно. Ведь от его работы зависит, каким учеником будет ребенок в школе. Поэтому самое трудное, пожалуй – привить ему интерес к своему предмету. Особенно если это математика – уникальная наука логики и точности. Мои ученики знают: это не просто работа с цифрами и абстрактными формулами, это способность мыслить научно, оперировать четкими понятиями, умение рассчитать, оценить, логически рассудить.
Ирина САЛБИЕВА-КОЛИЕВА, директор МБОУ "СОШ № 13 им. К. Л. Хетагурова" г. Владикавказа:
– Большая сложность для нас сегодня – это изменение системы образования. ЕГЭ и ГИА – это стресс не только для детей, но и для учителей. Некоторое время назад мы ввели переводные экзамены с 5 по 8 класс, запретили телефоны, чтобы школьники больше внимания уделяли учебе. Теперь детей можно чаще встретить с учебником в руках, чем с телефоном. И, конечно, надо любить детей, тогда и сложностей в работе не будет.
Валерий АМИЛАХАНОВ, директор СОШ с. Лескена:
– Самое сложное – это постоянная работа над собой и улучшение своих профессиональных навыков.
Еще одна сложность – это толерантное отношение к детям, когда нужно выдерживать систему, чтобы не было срывов, выдержка. В каждом педагоге должны жить любовь и уважение к детям, без них – никуда. И мы должны делать все возможное, чтобы ребенок учился. Многие молодые учителя не выдерживают и быстро уходят. Сегодня в школе работают истинные патриоты, которые не жалеют ни себя, ни детей и заставляют их работать над собой и получать знания.
Галина КРИВОШЕЕВА, учительница русского языка и литературы, г. Моздок:
– На мой взгляд, самое трудное – это постоянное противостояние ученикам, не желающим читать! Противостояние каким-то постоянно обновляющимся административным требованиям: родителям – детям 90-х, которые, ничего не делая, привыкли только требовать, будто мы выполняем с ними разные задачи. Приходится противостоять материальным трудностям и неизбежности искать какие-то параллельные пути заработать на жизнь…
Александр ФИДАРОВ, начальник управления образования АМС Ирафского района:
– Главным вызовом в профессии учителя является возможность объединить два трудносовместимых явления: необходимость сохранять сложившиеся педагогические традиции в вопросах воспитания и необходимость идти в ногу со временем, чтобы не отставать от изменяющихся условий, обусловленных естественным развитием общества.
Анна СИМОНОВА, ветеран педагогического труда:
– Самое трудное в работе учителя в наше время – это его незащищенность, отсутствие надежного тыла. Раньше за нами были государственные органы: партия, исполнительная власть, милиция, общественность и так далее. Авторитет учителя был высок.
Сегодня педагог остался один на один со своими проблемами. У нас в республике еще как-то сохранились старые традиции уважения к нему. Но читаю прессу, смотрю в Интернете материалы о том, как в других регионах ученики издеваются над учителями, как родители учащихся унижают их, как под суд отдают, например, за то, что, не выдержав глумления, старый педагог ударил указкой хулигана на уроке. И думаю: о какой воспитательной работе в школе можно говорить в таких условиях?!
Татьяна ГАБУЕВА, преподаватель физики:
– На мой взгляд, самое важное и, возможно, трудное в профессии учителя – быть педагогом. Ведь давать знания по определенному предмету – это только полдела. Необходим контакт с детьми на уровне психолога-воспитателя. Именно в этом и заключается основное отличие педагога от предметника. От того, что мы вкладываем в воспитательный процесс, зависит то, кем, в конечном счете, станут наши дети. А они должны сформироваться не только в профессионалов своего дела, но и, что, по-моему, гораздо важнее, стать полноценными, всесторонне развитыми личностями.
Мадина Царазонова, директор Аланской гимназии:
– Самое сложное – сохранить в душе доброжелательность и любовь – не только к детям, но и к людям вообще. Чтобы то, что называют "профессиональным выгоранием", не коснулось души.
Людмила Арисланова, учительница начальных классов Общеобразовательной школы-интерната среднего общего образования, г. Владикавказ:
– Непреодолимых преград нет. Если учитель пришел в профессию по призванию, нашел себя в этой сфере, то ему все под силу. Сама работа вдохновляет. А есть ли профессия без сложностей?!
Неля А., школа № 47:
– Наверное, я скажу в целом об учительстве и образовании. Это излишняя отчетность учителей, которой они перегружены. Низкий уровень заработной платы – нужно срочно поднимать базовую часть, которая недотягивает даже до МРОТ. Нехватка квалифицированных педагогов с высокой профессиональной ответственностью. Все эти сложности так или иначе сказываются на работе.