Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

"Зачетное" сочинение

[B]Начнем с главного вывода: нет уникального волшебного рецепта, как, не прилагая усилий и не применяя знаний по литературе, успешно написать итоговое сочинение (изложение), которое является для выпускников допуском к государственной итоговой аттестации. Зато есть дельные рекомендации учителя русского языка и литературы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе гимназии №5 Натальи ПОДКОЛЗИНОЙ, которая также является председателем владикавказского методобъединения учителей русского языка и литературы. [/B]

Итоговое сочинение впервые было введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации В. Путина. "За эти годы материал наработан, и из года в год результаты становятся лучше, хотя "незачеты" все еще получают большое число учащихся. Нужно понимать, что подготовка к итоговому сочинению должна начинаться не в 11 классе, а намного раньше: я бы даже сказала – в начальных классах, когда вводятся понятия "тема", "основная мысль". И, конечно, на протяжении всех этих лет ведется планомерная систематическая работа: невозможно за несколько месяцев с начала учебного года в выпускном классе обучить ребенка написанию сочинения. Основной упор мы делаем в среднем звене, где отрабатываются главные моменты по критериям оценивания, которые с самого своего появления не менялись. Важно донести до каждого ребенка, что помимо критериев есть и определенные требования, и, начиная с 10 класса, уже ведется серьезная отработка итогового сочинения".

Выполняй и соответствуй

Первое требование к сочинению – это его объем. Рекомендуемое количество слов – от 350: максимум не устанавливается, но если в работе менее 250 слов – даже 249, то выставляется "незачет" за работу в целом. Второе требование – самостоятельность написания. Не допускается списывание сочинения или его фрагментов, воспроизведение по памяти чужого текста. Разрешено прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник в свободной форме, но учащиеся должны помнить, что объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Опять же "незачет" по данному требованию означает "незачет" за все сочинение. По критериям оценивания начинают проверять только то сочинение, которое выдержало оба требования.

Критериев оценивания пять: "Соответствие теме"; "Аргументация. Привлечение литературного материала"; "Композиция и логика рассуждения"; "Качество письменной речи"; "Грамотность". Первые два из них являются основными: чтобы получить "зачет" за итоговое сочинение, необходимо получить "зачет" по критериям №1 и №2, а также дополнительно "зачет" по одному из оставшихся трех. "Незачет" по "соответствию темы" или "аргументации" автоматически ведет к "незачету" за работу в целом.

"Соответствие темы – это все азы, которые прорабатываются, когда мы учим детей понимать текст, понимать, о чем они прочитали, с какой целью написано произведение, его основную идею. Когда ребенок для себя понял тему, то ему легче работать с аргументами. Конечно, не всегда получается четко подобрать аргумент по заявленной тематике, но учителя над этим работают. На сайте ФИПИ также предлагается банк аргументов, приводятся универсальные произведения, которые предлагается использовать по разным направлениям. Каждый педагог, готовя своих учеников, дает рекомендации и отрабатывает эти моменты. Для положительной оценки по сочинению нужно получить зачет по еще одному из оставшихся критериев – по композиции, грамотности либо по качеству письменной речи".

Критерий №3 проверяет умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Ученик должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. Четвертым пунктом оценивается речевое оформление текста сочинения: точное выражение мысли, с использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций. Последний критерий позволяет оценить грамотность выпускника. "В итоговом сочинении по литературе этот критерий более лояльный: допускается 5 ошибок на 100 слов – грамматических, орфографических, пунктуационных. В большинстве своем, сочинения грамотно выдержаны, но встречаются работы, которые по нему получают "незачет". На сочинении по русскому языку, которое идет третьим блоком заданий на ЕГЭ, более строгие рамки".

Работа над ошибками

Но все же существенными ошибками, которые мешают получить выпускнику допуск к ГИА, являются не незнание правописания слов или правил обособления деепричастных оборотов. "Самая главная ошибка – несоответствие текста работы обозначенной теме. Дети могут писать в рамках направления, но невнимательно читают формулировку. Поэтому всегда рекомендуем несколько раз прочитать тему, чтобы от нее отталкиваться. Часто темы сформулированы в виде вопроса, и ребенок должен дать ответ на него, а в ряде случаев эксперты видят размышления, но так его и не находят. Также в аргументации учащиеся стараются подбирать соответствующие произведения, но не всегда приведенные примеры бывают достаточно серьезными и позволяют обосновать тему. В итоговом сочинении допускается использование художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики, произведений устного народного творчества для аргументации своей позиции. Приятно отметить, что дети часто используют примеры из зарубежной литературы, опираются и на философские произведения".

Учителя могут сами составить список или же он приводится в интернете – несколько универсальных произведений, которые могут послужить источником аргументов сразу по всем заданным направлениям. "Они, конечно, могут меняться в зависимости от направлений, но в этом году нами предлагаются роман-эпопея "Война и мир" Льва Толстого, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. И, разумеется, творчество Александра Пушкина, которое всегда находит отражение в аргументации".

Основной период написания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году – 4 декабря 2019 года. Для получивших "незачет" или не явившихся по уважительным причинам предусмотрены еще 2 даты: 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года. "Мы работаем над тем, чтобы ребенок получил "зачет" с первого раза. Да, к сожалению, есть случаи, связанные со здоровьем участника испытания, или же ребенок не может справиться с работой. Но, можно сказать, что ситуация становится катастрофической, если выпускник еще 6 мая пишет сочинение: тогда практически не остается времени основательно готовиться к другим экзаменам".

Тяжело в ученье – легко в сочинении

Каждый год задаются пять основных направлений. В этот раз министр просвещения РФ Ольга Васильева озвучила такие, как: "Война и мир" – к 150-летию великой книги Л. Н. Толстого", "Надежда и отчаяние", "Добро и зло", "Гордость и смирение", "Он и она". В рамках этих направлений заявлены примерные темы, но на экзамене будет совершенно другая. Точный список будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из пяти тем – по каждому направлению всего одна. И участнику предстоит выбрать одну. Вести серьезную подготовку сразу по всем пяти направлениям сложно, и, хотя учителя работают по каждому из них, мы предлагаем ребенку определиться в трех: что ему ближе, где он может найти аргументы.

"Знание литературы очень важно, причем не только программного материала: если ребенок может выходить за рамки, он только расширяет свою аргументационную базу. Поэтому моей главной рекомендацией была и будет: нужно читать! Конечно, мы не можем все подводить к тому, что прочитанное произведение может стать аргументом в сочинении, но обращаем внимание на это, анализируя рассказы и романы. К тому же чтение помогает обогатить словарный запас, тренирует зрительную память в правописании, увеличивает число используемых лексических приемов. Это все лишний раз доказывает то, что начинать подготовку к сочинению в 11 классе поздно, к тому же у выпускника большой объем усваиваемого материала по всем предметам, а не только по русскому языку и литературе".

По мнению Натальи Подколзиной, ученикам нужно объяснить и композиционное строение сочинения. "Но при этом мы не совсем можем говорить о том, что оно шаблонное. Структура написания есть, но ведь речь идет о сочинении, мы предполагаем, что это выражение собственных мыслей ребенка, хотим увидеть его рассуждения. Наверное, это и есть главная цель, которая преследуется в этой работе: чтобы подросток мог анализировать, свободно излагать свои мысли в письменной форме". Педагог признается, что ей не часто удается удовлетворить изысканный филологический вкус, однако в каждом выпуске непременно встречаются образцы отличных сочинений, которые можно привести как пример. "Задача учителя, в том числе, на таких работах показать сильные стороны сочинения, как находит свое отражение логическая связь, весомая аргументация. Кажется, что 3 часа 55 минут, которые даются на написание сочинения, достаточное количество времени, но, когда понимаешь, что предстоит серьезная работа, оказывается, что этого не так уж и много. И тем не менее большинство детей справляются, получая "зачет".

Думай и действуй

В изложении тоже есть свои особые моменты – кто-то сразу, по ходу будет делать пометки, кто-то прослушает сначала и потом приступит к написанию. Так и в сочинении: одни, услышав тему, сразу берутся за ручку и начинают писать – все, что приходит в голову, а потом уже выбирают основное. Другие же стараются четко следовать алгоритму.

"Ребенок может подготовить собственную базу аргументов, какие-то универсальные вступления и заключения, но нужно быть осторожными: понимать, подойдет ли это именно для твоего сочинения, можно ли развернуть это в русло заданной темы.

Родительская помощь заключается не только в поддержке, но и в возможных рекомендациях каких-то произведений для аргументации. Школы должны доносить до них общую информацию по итоговому сочинению, приглашать родителей тех детей, кто на пробном сочинении получил "незачет": понять, в чем проблема, помочь доработать слабые моменты, чтобы ребенок в основной день был уверен в своих силах и возможностях.

Хочется пожелать детям справиться с работой, потому что для них самих это важно. Желательно, чтобы у них получилось это с первой попытки. И хочется, чтобы после выполнения итоговой работы дети не забывали, что читать нужно не только для написания сочинений".

Автор: Мадина МАКОЕВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2179

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика