…Это место, где ты можешь найти своих единомышленников со всей страны и без каких-либо интеллектуальных барьеров обсудить с ними трагичность любимой симфонии Баха или рассмотреть приложения интегрального анализа для определения потребительского излишка. Поэтому оказаться в числе тех, кто прошел отборочные туры и стал участником смены, весьма и весьма почетно – причем как для детей, так и для педагогов. Да-да, в "Сириусе" есть специальные смены для преподавателей, которые представляют собой два вида обучения – стажировка и повышение квалификации.
"На стажировку приглашают тех, кого бы они хотели видеть в качестве преподавателей на той или иной смене. А для курсов повышения собирают педагогов определенного уровня и дают им новые сведения и лекции, – объясняет учитель информатики, замдиректора по информационным технологиям РФМЛИ Ирина Молчанова. Опытный педагог оказалась в числе 23 преподавателей со всей России, прошедших отбор на программу повышения квалификации "Особенности работы со школьниками, проявляющими способности к изучению информатики. Проведение олимпиад по информатике". После недельного интенсива она полна не только впечатлений, но и планов на дальнейшее развитие – свое собственное, что неизменно влечет за собой и развитие ее учеников. – И хотя, конечно же, я ехала для обучения, мне было важно увидеть сам центр, чтобы лично познакомиться с тем учреждением, куда мы отправляем детей. И вы знаете, все – от бытовых условий, организации питания до образовательной программы и досуга – продумано до мелочей и поднято на очень высокий уровень. Большие корпуса позволяют одновременно принимать несколько смен, разных по своему направлению. Очень важен разноуровневый подход к составлению смен: дети оказываются со своими сверстниками, примерно такого же уровня знаний из разных уголков страны, что полезно для них. Ребенок берет на вооружение, что ему нужно подтянуть в этой области знаний, а какие-то стороны у него, наоборот, более сильные. Все дети там очень мотивированы: ведь из 3000 желающих попасть на ту или иную смену после дистанционного обучения и отбора, участия в олимпиаде остаются только 100 ребят, которые делятся на 4 группы".
Однако такой внимательный подход, нацеленный на максимально эффективный результат, в "Сириусе" не только к детям, но и к преподавателям – ведь именно они на местах, в регионах и вдохновляют ребят к изучению того или иного предмета, участию в олимпиадах, расширению горизонтов и выходу за рамки школьной программы.
"Результативность прохождения повышения квалификации зависит от команды, которая сопровождает программу, – рассказывает Ирина Молчанова. – В этот раз была команда липецкого университета: у них хорошая школа, дети, которые побеждают на различных площадках. Были у нас и московские преподаватели – очень именитые в нашей области специалисты. Так вышло, что среди нас были преподаватели, не совсем знакомые с олимпиадным программированием по информатике, а им сразу предложили писать контесты. Для меня это было не ново, мы столкнулись с другими сложностями. Например, одну из лекций вел студент, скорость речи которого раза в четыре быстрее, чем моя. И он давал тему, в которой мы все были полный ноль. И пока мы усваивали одни данные, он уже давал нам другие. В целом программа обучения была непростой: семь дней без перерыва, занятия с 9 утра до 7 вечера с получасовым обедом. В первой половине дня мы слушали лекции, во второй – например, решаешь задачи, причем на скорость, как в олимпиаде. Но мы же понимаем, что легких путей к знаниям нет. К тому же это ведь были не просто насыщенные дни, а насыщенные интересной и полезной информацией: как выкладывать свои контесты, создавать олимпиады, тестовые задания. Нам предоставили информацию, которую очень сложно найти написанной доступным языком по ряду направлений, в частности – современное машинное обучение, как оно выглядит, как можно использовать его для работы с детьми, какие проекты создавать, как работать с нейронными сетями и т.д. Было много научно-популярных лекций, занятия, раскрывающие возможные темы для проектной деятельности с детьми".
Ирина Молчанова побывала в "Сириусе" впервые и всего неделю. Но даже этой недели хватило, чтобы внести конструктивные изменения в свои программы работы с одаренными детьми, поставить новые цели и наметить пути их достижения. "Я давно занимаюсь с ребятами подготовкой к олимпиадам, и у меня были приоритетные, на которые мы обязательно ориентировали детей, – отмечает учитель. – Например, еще одна московская олимпиада по программированию – мне понравилась идея, которую в нее вкладывают, и стало понятно, как к ней готовить учащихся; олимпиада по безопасности, которая дает много возможностей тем, кто не умеет программировать; она несет совсем другие задачи. Очень интересное направление открыл Андрей Гейн – участник команды "Хакердом", одной из самой известных команд в России и мире, которая проводит свои CTF-соревнования. Появились новые источники информации. Важно, что установились не только вертикальные, но и горизонтальные связи: разумеется, нашли много общих тем, будем поддерживать общение, обмениваться опытом и даже устраивать соревнования учеников".