[B]Законопроект о профилактике семейного насилия обсудили в Общественной палате Северной Осетии. Участники встречи поделились отношением к тексту законопроекта, а также предложили свои варианты формулировок. В дискуссии приняли участие члены Совета Общественной палаты, представители парламента, минтруда и минобра республики, уполномоченные по правам человека и ребенка. [/B]
Резонансный проект федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия" впервые был внесен в Государственную думу РФ еще в октябре 2016 года, но тогда документ не прошел и первого чтения. Летом 2019 года тема вновь "ожила" и даже была рассмотрена в стенах Совета Федерации ФС РФ с участием Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Со ссылкой на авторов законопроекта подчеркивается, что основная цель – не вводить дополнительные или более строгие санкции, а предусмотреть превентивные меры по профилактике правонарушений.
Участники встречи в целом не скрывали: это – калькированный с западного закон. И с точки зрения практики – удобный и простой механизм завладеть чужой собственностью, изъять детей из семьи, а также почва для разного рода злоупотреблений. Нужен ли России отдельный федеральный закон о профилактике семейно-бытового насилия, в то время как эту сферу уже регулируют два федеральных закона – №№ 442-ФЗ и 182-ФЗ, или же совершенствовать действующие? На эти и другие вопросы общественники и пытались дать ответы.
В частности, говорилось о том, что сторонники принятия специального закона оперируют ложными данными, в том числе, о тысячах убитых в российских семьях женщин, в то время как количество преступлений в сфере семейно-бытовых отношений в последние годы в стране снижается, и связано это, в том числе, с работой правоохранительных органов и декриминализацией побоев в семье (побои "в отношении близких лиц" считаются административным правонарушением, если такой проступок совершен впервые). "Закон принимается тогда, когда какие-то общественные отношения не отрегулированы, – считает член ОП РСО–А Сослан Сикоев. – Все семейно-бытовые отношения, которые функционируют в России, давно отрегулированы законами. Кроме того, когда человек выходит за рамки, действуют уголовный и административный кодексы. Уверен, что рассматриваемый законопроект в случае его принятия ни на один процент не сократит семейно-бытовое насилие в стране". Также, по его словам, текст проекта содержит достаточно большое количество отсылок к уже существующим законам и нормам.
Говорить о корректности цифр, которые приводят как защитники, так и противники законопроекта, при этом не приходится: часть правонарушений выведена из уголовного законодательства, а отдельная официальная статистика семейно-бытовых преступлений вовсе отсутствует. Сегодня на учете в Минсоцразвития РСО–А состоят порядка 230 так называемых "социально-опасных" семей, с которыми ведомством ведется соответствующая работа. Но эта статистика не отражает данные о том, сколько же в республике семей, в которых существует семейно-бытовое насилие просто потому, что ее никто не ведет.
"К сожалению, как доктор я видела за свою профессиональную деятельность очень много сломанных носов и черепно-мозговых травм, которые наносились именно в семье, – говорит член ОП РСО–А Лариса Ревазова. – Более того, зачастую это происходило между супругами, в том числе – разведенными". Ревазова обратила внимание на необходимость принятия целостной системы мер, которые были бы направлены на охрану и защиту семьи и ее членов от семейного насилия, а также на неоправданность либерализации УК РФ в данной сфере, отметив, что "декриминализация побоев стала серьезным шагом назад в борьбе с домашним насилием".
Мнения о том, что правовой механизм, защищающий от семейно-бытового насилия, уже существует, и при этом этот механизм все еще не отлажен, звучали на встрече не раз. Кроме того, система отношений "родители–дети" – сфера тонкая и хрупкая, связанная с границами вмешательства в семейную жизнь.
"К проекту этого закона нельзя подходить в спешке, нужна тщательная совместная работа. Профилактика семейно-бытового насилия, бесспорно, необходима. Вопрос в том, какими методами это осуществлять и какими документами руководствоваться. Концептуально мы не согласны с содержанием этого законопроекта, так как единственным критерием применения насилия будет субъективное мнение жертвы. Без четких и прозрачных норм этот закон не будет соответствовать основным критериям российского права. Все высказанные суждения и предложения мы в ближайшие дни представим в виде экспертного заключения Общественной палаты Северной Осетии в Общественную палату РФ", – заключила председатель ОП РСО–А Нина Чиплакова.