Да-да, это не просто испытание, которое является допуском к сдаче ОГЭ. Это старт для работы над собой и своими ораторскими способностями, ведь собеседование направлено на проверку навыков спонтанной речи. И хотя школьники любое нововведение, тем более являющееся обязательным к исполнению, воспринимают зачастую настороженно, им следует мыслить в ногу со временем - более дальновидно и критически, выявляя для себя несомненные плюсы.
"В этом году заявления на сдачу итогового собеседования по русскому языку подали 7311 обучающихся, - рассказала консультант отдела оценки качества образования Минобрнауки РСО-А Анжела Царикаева. – В 2020 году в данном испытании существенных изменений нет, коррекции подверглись лишь критерии оценивания – был введен подробный пересказ, который теперь оценивается не в 1, а в 2 балла. Таким образом повышается максимальный балл за собеседование – с 19 до 20. При этом оценивается оно по системе "зачет" - "незачет", минимальный порог для получения положительного результата – 10 баллов. Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов минимальные баллы снижены. Также для этой категории участников собеседования увеличено время сдачи: к 15 минутам, которые отводятся большинству учащихся, могут добавить еще 30".
Единый день сдачи итогового собеседования как допуска к ОГЭ в 9 классе по всей стране 12 февраля. Для школьников, не получивших "зачет" по ИС и не явившихся по уважительной причине, подтвержденной документально, предусмотрены дополнительные сроки – 11 марта и 18 мая 2020 года. Несмотря на то, что итоговое собеседование введено и практикуется во всех регионах как обязательный этап перед государственной аттестацией всего лишь второй год, можно говорить о положительной тенденции в получении "зачетов". "Все задания в КИМах посильны для всех обучающихся. Главное в ходе подготовки к данному испытанию – это поставленная грамотная речь, которая лежит в основе успеха на собеседовании, - объясняет сотрудник Минобрнауки. – К тому же собеседование сдается в родной школе, в привычной для ребят обстановке, что так должно позитивно влиять на общую атмосферу".
15 минут и 4 задания – миссия выполнима? Более чем. Разумеется, при одном немаловажном условии – ребенок готовился. Но не заучиванием тем, билетов, а
занимаясь полезным и при этом вполне приятным делом – чтением книг. Впрочем, эта привычка пригодится школьнику отнюдь не только во время итогового собеседования.
"Для подготовленных учеников, обладающих хорошей памятью, богатым словарным запасом и умеющих логически мыслить, это не будет тяжелым заданием. К такому собеседованию, безусловно, нужно готовиться на уроках, тем более что в первом полугодии в программе на это отводятся часы. И компетентный учитель всегда заранее продумывает план подготовки, непременно напоминая детям, что обязательна домашняя работа, тем более что сейчас и сборники выпустили для подготовки, и в открытом доступе в интернете есть демоверсии собеседования, – по словам учителя русского языка и литературы школы №7 Светланы Панаедовой, самое главное для успешной сдачи – понять саму систему собеседования. – И учителя на уроках должны объяснять, пробовать выполнять задания".
Педагог рассказала, что в структуру итогового собеседования входит 4 задания, в первом из которых ученикам предлагается прочитать вслух текст объемом 150-170 слов без орфоэпических ошибок. "Как правило, это не вызывает затруднений – сегодня все бегло читают. На второе задание отводится не более трех минут – это пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Участник собеседования после минутной подготовки должен произнести связный текст по заявленной теме, причем с сохранением возможных микротем в каждом из абзацев. Баллы могут снижаться за грамматические, речевые и фактические ошибки, - поясняет Светлана Панаедова, по мнению которой третье задание – монологическое высказывание по одной из выбранных тем – самое сложное для современных подростков. – В зависимости от выбранного задания, может быть тип речи описание, повествование или рассуждение. И составленный рассказ должен состоять не менее, чем из 10 предложений. Когда ребенок много читает и у него богатый словарный запас, то он запросто может справиться. Заключительная часть собеседования – диалог с экзаменатором-собеседником – также считается одним из самых простых, дети прекрасно с ним справляются".
Важно понимать, что на этом испытании экзаменатор-собеседник выступает соратником школьника – он будет стимулировать его речевую деятельность, способствовать раскрытию личности, снятию психологических барьеров и стресса. "Обучением специалистов, которые проводят и оценивают собеседование в 9 классе, занимается СОРИПКРО, мы же в свою очередь обучаем муниципальных координаторов, - уточнила консультант Анжела Царикаева. – Республиканский центр оценки качества образования занимается техническими моментами – механизмом проведения итогового собеседования, как оно оформляется. В этом году в целях обеспечения объективности мы привлекаем и пул общественных наблюдателей".
Учитывая, что итоговое собеседование просто не дает маневров для списывания, так как это в принципе неосуществимо, наблюдать волонтеры будут непосредственно за
юными ораторами и их навыками речевого общения. А они, как уже было сказано, и как подтверждают прошедшие это испытание сегодняшние десятиклассники, ложатся в основу всего процесса. "Итоговое собеседование – это, по моему мнению, самый простой этап. Его с положительным результатом проходят практически все, - поделилась ученица школы №26 Валерия Койбаева. – Мы долгое время готовились, нам казалось, что это очень сложно, поэтому все переживали. Но все оказалось намного проще: чтобы сдать собеседование, достаточно просто уметь читать и связно говорить. Допуск сдается в родной школе, поэтому волноваться не о чем, все учителя знакомые, да и герои, о которых предлагаются тексты, тоже".
Причин для волнения нет, зато есть повод попрактиковаться в разговорной речи, ведении диалогов, пересказе прочитанного… Ведь умение успешно проходить собеседование еще не раз пригодится в будущем. И тогда полученный "зачет" станет допуском к гораздо более интересным вещам.