[B]Наиболее трудным для выпускников, сдающих ЕГЭ по истории, уже на протяжении нескольких лет оказывается задание №24: проверка умения аргументировать данную в задании точку зрения. И это лишний раз подтверждает мнение экспертов: залог успеха на данном едином госэкзамене – хорошее знание истории, однако, не менее важны умения рассуждать и аргументировать.[/B]
Результаты 2019 года лучше по сравнению с итогами 2018, но чтобы продолжить динамичное повышение среднего балла специалисты ФИПИ предостерегают участников ЕГЭ-2020 и последующих экзаменационных кампаний от заучивания наизусть шаблонов сочинений по всем возможным периодам истории, которые могут быть включены в задание 25. При написании исторического сочинения значительное количество баллов было потеряно выпускниками из-за допущенных фактических ошибок, неумения указать влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России, неправильного указания роли исторической личности в событиях, явлениях и процессах, названных в историческом сочинении, и из-за неумения сформулировать причинно-следственные связи. Нередко текст, который заучивается и воспроизводится на экзамене, исходно не соответствует требованиям, предъявляемым к сочинению, содержит ошибки и даже в первоисточнике может быть оценен только нулевым баллом. К тому же заучивание не способствует полноценному освоению фактического материала и развитию предметных умений: нужно научиться самостоятельно писать сочинение по предложенному плану.
При этом успешно выполненные другие задания как раз таки демонстрируют, что выпускники хорошо знают исторические факты, понятия, исторических деятелей, умеют работать с исторической картой и иллюстрациями. Действительно, знания выступают основой для достижения высокого результата на экзамене. Осталось еще добавить навыки рассуждения.
А если уж говорить непосредственно о знаниях, то на чем акцентировать свое внимание, выбирая историю? Прежде всего, на основных датах, исторических фактах, в том числе фактах из истории развития российской культуры, деятельности выдающихся исторических личностей, основных исторических понятий. Но знание отдельных фактов должно быть встроено в общее понимание исторического процесса: важно уметь интерпретировать информацию. Успешно сдать экзамен смогут выпускники, которые не только держат в голове значительное количество дат, имен и фамилий, но умеют самостоятельно на основе анализа исторического материала устанавливать причины и последствия, значение важнейших исторических событий, аргументировать свою точку зрения на исторические события, явления, процессы. Хочешь высокие баллы? Умей анализировать источники исторической информации, представленные в различной форме (текст, историческая карта, изображение, статистическая таблица, график), и делать выводы.