Учебный план этого института предусматривал углубленное изучение Закона Божьего, русского языка с методикой и словесностью, педагогики, арифметики, алгебры, физики, всеобщей и русской истории, географии России, а также методики их преподавания. Данные предметы являлись основными, к ним добавлялись и другие, выбираемые самими студентами, например, ручной труд, пение и т. д. Большая роль в организационном становлении института принадлежит его первому директору, хорошо известному во Владикавказе педагогу В. Румянцеву. Преподаватели избирались на деятельность тайным голосованием членами Совета института на альтернативной основе.
Большую помощь в учебно-воспитательной работе оказывало правление Терского казачьего войска. Оно выделяло материальную помощь студентам, учреждало специальные стипендии, получение которых обязывало учащихся отработать определенный срок (полтора года) в школах, расположенных на территории Терского казачьего войска, по специальному распределению. Примечательно, что поступать туда могли не только выходцы из семей казачьего сословия, но и все желающие, успешно сдавшие вступительные экзамены, в основном, – русские и осетины.
В том же 1913 году во Владикавказе были открыты две учительские семинарии – Терская войсковая и Осетинская, доступ в которые был также свободным. Данные учебные заведения явились предтечей современного Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Однако начавшаяся вскоре I Мировая война приостановила деятельность вузов, а в их зданиях были размещены госпитали.
После установления советской власти в крае, 21 августа 1920 года приказом Терского облисполкома был организован Институт народного образования, которому передавались все здания и имущество вышеперечисленных организаций. Так была образована "кузница" педагогических кадров на Северном Кавказе, обогатившая систему средних общеобразовательных и профессионально-технических школ края своими выпускниками.
Один из первых ректоров М. Гадиев вспоминал о том, что вопрос об организации высшего педагогического учебного заведения в г. Владикавказе с преимущественной целью подготовки педагогических сил для горских народов встал сразу же по установлении советской власти на Тереке. К этому времени во Владикавказе существовали отчасти старые, отчасти недавно перед этим открытые педагогические учебные заведения, а именно: Владикавказский учительский институт, Терская и Осетинская учительские семинарии и, наконец, Фребелевские курсы по подготовке дошкольных работников.
Раздельное существование этих вузов не сулило им успеха и развития, система же советского педагогического образования выдвигала новые типы учебных заведений, и с весны 1920 года сначала в преподавательской среде непосредственных работников педагогической школы, а затем и в заинтересованных организациях и учреждениях стал дебатироваться вопрос о слиянии указанных педагогических учебных заведений в единый вуз.
В том, что нужда в институте народного образования назрела, не было никаких сомнений, ибо была так насущна, что в местном политехникуме подумывали о педфаке.В течение всего лета над преобразованием вышеперечисленных педагогических заведений работала особая комиссия. Председателем ее был Вебер. Рассмотрев результаты работ, комиссия признала необходимым издать приказ о преобразовании педагогических учебных заведений в Институт народного образования. Основанием послужила "Декларация о Единой трудовой школе", стенографический отчет о заседании Государственной комиссии по просвещению 5 октября 1918 года и соответствующие распоряжения Наркомпроса РСФСР.
Предварительная работа продолжалась вплоть до августа. За это время был организован Совет института, набирались состав преподавателей и группы студентов. А 21 августа 1920 года соответствующим приказом Терского областного исполнительного комитета официально открылся Терский институт народного образования, или, как называли его сокращенно, ТИНО.
Заведующим институтом был назначен Г. Кесаев, а комиссия, работавшая по организации вуза, была преобразована во временный совет. В него входили В. Раздорский, Биске, Гюнтер, Румянцев, Мучинский, Степанов и др. Институт состоял из 4 отделений по подготовке: работников дошкольного воспитания, преподавателей 1 ступени, преподавателей 2 ступени, инструкторов и руководителей трудовых процессов.
С первого октября 1920 года институт начал работать.
Было подано около 150 заявлений о поступлении. Состав преподавателей к тому времени уже насчитывал 9 профессоров, 15 преподавателей. Молодежь тянулась в вуз, хотя условия жизни были тяжелыми. В 1923 году было решено объединить Северо-Кавказский и Кубанский педагогические институты в единый Северо-Кавказский педагогический институт во Владикавказе. Данное решение было принято Народным комиссариатом просвещения РСФСР.
27 ноября 1924 года в соответствии с постановлением коллегии Наркомпроса РСФСР институт получил наименование Горского педагогического института. Была определена и его структура, включающая факультеты: общественно-экономический; агро-биологический; физико-математический; лингвистический. Вскоре в структуру института были внесены изменения. 21 ноября 1925 года СНК РСФСР признал необходимым организацию национальных отделений с целью подготовки преподавателей родного языка и родной литературы.
В 1927 году структура института вновь претерпела изменения. Теперь он включал отделения: физико-техническое; естественно-историческое; русское этнолого-лингвистическое; осетинское этнолого-лингвистическое. В 1930 году были организованы еще два отделения: чечено-ингушского языка и литературы, а также дагестанского языка и литературы. В 1932 году на базе национальных отделений были организованы педагогические институты: Осетинский в г. Владикавказе, Чечено-Ингушский в г. Грозном, Кабардино-Балкарский в г. Нальчике.Горский педагогический институт был вначале переименован в Горский агро-индустриальный педагогический институт (под этим названием институт существовал менее года), а затем во 2-й Северо-Кавказский педагогический институт (Первый СКПИ находился в г. Краснодаре).
С 1932 по 1938 г. в столице нашей республики существовали и параллельно развивались два педагогических вуза: 2-й Северо-Кавказский и Осетинский (ОСПИ). В 1938 году произошло слияние их в один вуз, который стал называться Северо-Осетинским государственным педагогическим институтом. Ему было присвоено имя великого осетинского поэта, демократа и просветителя К.Л. Хетагурова.