Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Говорить на одном языке

[B]Общеизвестна педагогическая истина: опыт – самый лучший учитель, но он дороже всех берет плату за свои уроки. Когда-то В. О. Ключевский называл историю строгой надзирательницей, не столько обучающей, сколько наказывающей за невыученные уроки. Мои сегодняшние размышления о коронавирусе и тех уроках, которые он преподал человечеству. [/B]

Первый, как ни странно, связан с предполагаемым дополнением в нашу Конституцию о том, что никакие так называемые нормы международного права не могут попирать положения нашего Основного закона. Речь идет об уточнении понятия примата норм международного права над внутригосударственным. Основой здесь должны стать не пресловутые общечеловеческие ценности и идеи политической толерантности, а российский многонациональный патриотизм и российская правовая традиция, заложенная нашими предками.

Так называемые права и свободы, в том числе и на "эвтаназию – добровольную смерть", равенство возрастов и полов и иные нормы международного права, идущие вразрез с российским законодательством, на территории нашей страны должны стать юридически ничтожными. Надеяться на других можно, но во всех случаях нашему государству и народу рассчитывать можно только на себя. Пример с пандемией, к сожалению, – лучшее тому подтверждение.

Прав председатель Конституционного суда РФ, профессор В.Д. Зорькин, который сказал на конференции, проходившей на юрфаке МГУ им. М.В. Ломоносова: "Внимательно читая аналитиков, разбиравших нынешнюю эпоху и обосновывавших глобальное скатывание в хаос, я никак не мог поверить, что увижу нечто такое на практике. Практика ХХ века основывалась на чем-то более высоком, чем право, и подчиняло право этому более высокому принципу. А потом люди поняли, что никакому принципу нельзя подчинять право. Что право и есть высший принцип".

Свобода есть осознанная необходимость, в том числе и в таком важном деле, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Ныне на политическую авансцену страны выходят люди, воспитанные не на книгах отечественной классики, а на Гарри Поттере и различных сумеречных сериалах. В силу этого они не понимают, что трудности не решаются мановением волшебной палочки, а тем более революциями, сходами, митингами. Любые заклинания на площадях не способны улучшить жизнь сегодняшнюю.

Налицо ситуация, когда мы говорим с молодежью, во всяком случае со значительной ее частью, на "разных языках", поскольку наши мировоззрения во многом разнятся, в том числе и в силу разности источников их формирования. Удастся ли нам сохранить вузовский потенциал, заложенный еще в советские годы, и не оказался ли он растерян в лихие годы 90-х: оголтелых соросовких экспериментов по деполитизации, а на деле – отказа от добрых российских и советских академических традиций в угоду так называемым болонским образовательным тенденциям и не всегда обоснованному разделению высшей школы на бакалавриат и магистратуру в ущерб хорошо зарекомендовавшему себя специалитету.

Необходимо продолжить тенденции взаимообусловленности интересов личности и общества, экономики страны и ее регионального сегмента, т.е. в конечном счете образование должно стать не самоцелью, а чутким механизмом обеспечения интересов всех и каждого, академической науки и реального сектора экономики. К сожалению, вузы в количественном и качественном измерении уже не те, что были раньше. Общей бедой для страны стали вузы-пустышки и дублирование подготовки невостребованных специалистов

Нужно выработать критерии, которые определят роль вузов в региональном развитии, а также позволят повысить статус образования и продвинуть его позиции на общероссийской и мировой арене. Это, в свою очередь, позволит выявить реальные нужды в образовании, а нашим ребятам приобрести специальности, которые смогут обеспечить им не только достойное существование, но и реализацию их мечты.

Ныне в мире идет битва не только и даже не столько за полезные ископаемые, сколько за человеческие ресурсы – интеллект. Тот, кто проиграет в ней, может потерять все, и свидетельством этого является картина того, как распределяется сегодня доход между теми странами, которые производят интеллектуальный продукт, и теми, которые собирают конечный продукт.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач. Для возрождения национального самосознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что история нашего государства и народов страны началась не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития.

Продекларировав почти 30 лет назад суверенитет, наши тогдашние политики запустили процесс дезинтеграции и нивелирования патриотизма и нравственности. Наша молодежь должна видеть жизненную перспективу, заниматься хорошей и интересной работой, в том числе и создавать свой бизнес, обеспечивать свою семью. Это даст ей возможность быть счастливыми в своей собственной стране.

Российский опыт государственного развития уникален. Мы – многонациональное общество, но мы и единый народ. Это может послужить основой для укрепления гражданского мира и межнационального согласия. В масштабах российского многонационального государства это должно стать нашим нравственным кодом, цивилизационной идентичностью.

Огромная роль в этом принадлежит образованию. Как известно, в ведущих зарубежных университетах сложилась практика корпоративного воспитательного кода посредством изучения, условно говоря, 100 книг по специально сформированному в вузе списку. Это большой образовательный потенциал, прививающий нашим студентам не только любовь к чтению, но и создающий общую платформу мировоззрения.

Думается, что в современных условиях 20–50% этого списка должны составить произведения, связанные со спецификой получаемой специальности, общеобразовательными, воспитательными и развивающими задачами обучения в вузе. В наших силах сделать многое для того, чтобы в преддверии 100-летия СОГУ им. К.Л. Хетагурова вернуть тот вузовский имидж нашей республике, которую в 30-е годы ХХ века в стране называли Горским Кембриджем.

Автор: Сергей ЧЕДЖЕМОВ, доктор педагогических наук, профессор теории и истории государства и права, почетный работник образования РФ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1178

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика