В качестве дурного наследия бессмысленного противостояния 90-х годов прошлого века некоторым субъектам Российской Федерации достались рудименты нетерпимости, непонимания, разобщенности. Однако последними наблюдениями экспертного сообщества показано, что традиционные этносы Российской Федерации в целом позитивно воспринимают поликультурное образование как процесс овладения знаниями о различных культурах своей страны и мира, понимания общего и особенного в родной и мировой культурах. В обществе уже сформировалось отношение к необходимости духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования умений и навыков для осуществления взаимодействия в условиях поликультурного российского и мирового сообществ.
Со стороны государства в большей степени должно проявляться следование таким целям, как создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения и предоставления возможности молодым влиться в мировой интеграционный процесс. Основу такой политики составляет содействие государства в желании молодежи позитивно воспринять процессы модернизации. Первым и важнейшим шагом на этом пути должны стать рост национального самосознания и обращение к истокам, что не может не сказаться на росте интереса населения и особенно подростков и юношества к духовной культуре своего народа, в частности, к самой динамичной ее ветви – танцам.
Проблемами осетинских танцев занимались многие поколения ученых, особенно это ярко проявилось в эпосе народа, в творчестве великого осетинского поэта К. Хетагурова, народного художника М. Туганова. Осетинскими народными танцами занимались Л. Грикурова, Б Харебов, А Чочиев.
Интерес к осетинским танцам среди русских и русскоязычных, т.е. они охотно танцуют, составил 18,4%. 12,2% не очень охотно занимаются осетинскими танцами, совсем неохотно – 7,5% и подавляющее большинство (61,9%) их вообще не разучивают. У осетин же 57,4% взрослых охотно разучивают осетинские танцы, не очень охотно – 12%, совсем неохотно – 5%, не разучивающих вообще среди них оказалось 5,6%.
Вместе с тем большинство опрошенных признались, что не обучаются танцам других народов России. Так ответили 71,5% школьников. Охотно их разучивают 18,3% старшеклассников г. Владикавказа, не очень охотно – 7,7% опрошенных, совсем неохотно – 2,6% респондентов.
Большинство экспертов РСО–А отметили, что в республике весьма охотно разучиваются и исполняются танцы народов Кавказа – осетинские, кабардинские, дагестанские, армянские, грузинские, чеченские и ингушские. Некоторые из них также заметили, что в молодежной среде охотно разучиваются и современные европейские. Часть экспертов обратили внимание на возросшую за последние годы популярность восточных.
В историческом прошлом в каждом ущелье и населенном пункте во время празднеств появлялись талантливые исполнители, слава об искусстве которых выходила и за пределы Осетии. Эти люди были не только талантливыми танцорами, но и видными личностями. Мужчина, умевший строить жизнь, мог еще и красиво, и бесподобно танцевать, был интересен в любом осетинском обществе. Были и интересные, и значимые в обществе и культуре люди, профессией которых стал танец. Именно в нем они были выдающимися и достойными добрых воспоминаний. Мало кто в Осетии не помнит Альбину Баеву, Бексолтана (Пигу) Торчинова, Казбека Тотоева, Нодара Плиева... Они оставили память о себе как несущие нравственность и душевную красоту своего народа.
Среди экспертов красной нитью проходит мысль о том, что выдающиеся танцоры появились в Осетии во многом благодаря авторитетному государственному деятелю Билару Кабалоеву, который, по сути, является создателем ансамбля "Алан". Без государственной политики не могли появиться такие танцоры, которым и сегодня подражает осетинская молодежь.
Если язык – это первый нациообразующий фактор, то вторым, по мнению экспертов, можно признать танец. Где, как не в танце, с наибольшей яркостью и открытостью выражаются душа народа, его природная самобытность, народное мировосприятие, миропознание, мироощущение и свое предназначение в этом мире! Он передает чувства, переживания в своеобразной, особенной для каждого народа национальной форме. Тот, кто состоит из осетинской плоти и крови, кто сердцем и душой танцует по-осетински, тот принадлежит осетинскому народу.
Статья написана на материалах массового опроса населения и учащихся средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия – Алания, проведенного весной 2019 года Центром исследования приграничных регионов Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук и кафедрой социологии СОГУ им. К. Л. Хетагурова. Тема исследования: "Осетинские танцы в зеркале общественного мнения". Были опрошены 500 жителей и 250 респондентов – учащиеся 11-х классов средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия – Алания. Выборка респондентов осуществлялась согласно представительству тех или иных этнических групп. В ходе исследования также были опрошены 15 экспертов: специалисты хореографического искусства, профессиональные танцоры, бывшие солисты академического ансамбля, музыканты, художник по костюмам, ученые, журналисты, члены Парламента РСО–А.