[B]Жители нашей многонациональной республики независимо от вероисповедания с теплотой и искренней благодарностью отзываются об авторе памятника Божеству, которое, без сомнения, всеми свято почитаемо, скульпторе с мировым именем Владимире СОСКИЕВЕ, а также о Таймуразе БОЛЛОЕВЕ, предпринимателе, профинансировавшем создание величественного монумента, который был воздвигнут в 2015 году в живописнейшем уголке Дигорского ущелья. [/B]
…Заведующая отделом фольклора Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Тамара Алексеевна Хамицаева в свое время рассказывала о своем отце-фронтовике: когда бойцов поднимали в атаку, он всегда молился одному из 12 осетинских языческих божеств. Обращение перед битвой именно к Уастырджи у нашего народа издревле, от поколения к поколению передается и отпечатывается в душе, потому что он является, в первую очередь, покровителем воинов и путников…
В одну из ночей войска внезапно подняли в бой по тревоге, и Алексей не смог помолиться, получил серьезнейшее ранение и попал в госпиталь. До конца жизни он утверждал, что если бы успел, высшие силы сберегли бы его…
Одним из самых почитаемых персонажей всех жанров устного народного творчества у осетин является Уастырджи (дигорс. – Уасгерги). В мифологических представлениях его образ в подавляющем большинстве случаев неизменно отождествляется с благоволением воинству, о чем было сказано выше. Осетины-язычники, и не только, всегда воспринимали это Божество и как покровителя своих пращуров. Во всех сферах своей деятельности они чаще всего обращаются за помощью к нему, так как он, можно сказать, самый близкий посредник между Большим Богом (Стыр Хуыцау) и людьми.
В честь Уастырджи во всей Осетии построено большинство святилищ, таких как, например, особо почитаемые Реком в Цейском ущелье и Дзывгъисы дзуар в Куртатинском.
В конце ноября и на Севере, и на Юге Осетии с размахом в течение недели отмечается, пожалуй, самый значимый праздник для всех народов, без преувеличения, населяющих две, пока что в политическом аспекте разобщенные, республики, – Джеоргуыба. И в эти дни пожелания благоденствия, мира, сочувствия и другие подобные, в том числе напутствия к молодежи, милостливые просьбы к этому Божеству особо звучат из сердца каждого молящегося…
Имя Уастырджи в мифологическо-религиозном сознании осетин под запретом у женщин. Они называют его так: "Лагты дзуар". И осмысливается это как "Покровитель мужчин". Но само понятие, как представляется, судя по изучению вопроса, несет несколько более объемную смысловую нагрузку, чем ту, которую ему предписывают нынешние поколения…
В осетинском языке слово "лаг" переводится на русский как "мужчина", а еще – "человек". Поэтому, может быть, целесообразнее интерпретировать словосочетание "лагты дзуар" как "Покровитель людей" ( или человека") не суть важно…
В осетинском фольклоре Уастырджи почти всегда изображен в белой бурке летящим на трехногом белоснежном коне. Покровитель всех благостных к нему обращений, он в то же время – и бич, жестокий судья для убийц, клятвопреступников, воров…