– Хасан Владимирович, среди тем ваших исследований есть и такая, как высшее образование. Из каких моментов она складывается?
– Предметом изучения и анализа для социологов выступают как условия получения и качество знаний, так и установки населения в отношении высшего образования.
Наши респонденты уверены, что шансов на лучшую жизнь больше у человека с высшим образованием, чем со средним. "Высшее образование, безусловно, важно" для 70,2% опрошенных, "скорее, важно" – для 16,7%, "скорее, неважно" – всего для 6%.
В свою очередь это мнение во многом основано на том, что зачастую работодатели даже не вспоминают про вкладыш с оценками в дипломе...
– Как же сегодня выглядит система высшего образования страны и республики?
– В настоящее время в стране насчитывается около трех тысяч вузов. У нас в республике считается престижным поступать в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а тем более учиться за границей. Однако этим уже никого не удивишь, ведь на коммерческой основе можно поступить куда угодно, но это далеко не гарантия хорошего образования!
В 1990-х – начале 2000-х в стране расплодилось немыслимое количество "вузов" и их филиалов, добрая половина которых не имела государственной аккредитации. Серьезное ослабление государственного контроля качества преподавания в вузах привело к его резкому снижению, и у нас появилась армия функционально неграмотных дипломированных "специалистов", большинство из которых не могут найти работу по специальности. Более того, еще недавно диплом можно было купить едва ли не в любом метро и подземном переходе.
Сказанное во многом справедливо и для огромного количества иностранных вузов, среди десятков тысяч которых также высоко котируются лишь сотни, если не десятки.
– А какую оценку в связи с этим вы дадите вузам нашей республики?
– Работая в СОГУ уже не одно десятилетие, могу с полным правом утверждать, что здесь на высоком уровне преподаются и естественные, и гуманитарные науки. Так что и после наших вузов можно найти работу в любом уголке земли, если действительно учиться, а не "посещать", тем более, прогуливать занятия!
На своем родительском опыте могу сказать, что хорошее образование можно получить и в вузах нашей республики. Мои сыновья окончили СОГУ и СОГМИ и без всякой протекции состоялись как специалисты и оказались востребованы в науке и бизнесе, причем, в ведущих странах мира.
– Что можно сказать об уровне производительных сил и состоянии рынка труда в стране и республике?
– В итоге протекания описанных выше негативных процессов в экономике страны и ее отдельных субъектов произошла резкая деформация кадровой структуры. Число обладателей "высшего образования" и такого же качества "ученых степеней" намного превышает спрос на них на рынке труда. При этом профессиональное сообщество все больше сужается, и страна все больше нуждается в технических специалистах и высококвалифицированных рабочих.
Многолетняя практика "всеобщего высшего образования" принесла только отрицательные результаты. Вместо того чтобы осваивать нужные для рынка труда профессии, многие молодые люди бесплодно проводят четыре-шесть лет в вузах. А ведь за это время они могли бы стать мастерами в какой-либо области и финансово самостоятельными людьми.
– А что показывает опыт передовых стран?
– Еще недавно в Европе высшее образование было платным и являлось показателем богатства. Однако в 1990-х учеба в вузах стала по карману многим или даже вовсе бесплатной... Последствия не заставили себя ждать: тысячи выпускников не могли найти себе применение и оказывались беспомощными в реальной жизни. Около 70% стали безработными, работали не по специальности или искали неквалифицированную работу за границей. Ничего вам не напоминает из нашей нынешней действительности?!
Положение выправилось, когда диплом о высшем образовании вновь стали иметь менее 15% трудоспособного населения, а основную долю валового продукта передовых стран обеспечивают работники со средним школьным образованием.
Так что зарубежный опыт говорит, что для экономики избыток специалистов с высшим образованием не нужен. Необходимо создание приемлемых условий для работы 80–90% населения, которые и производят основную часть ВВП.
– Какие выводы мы можем сделать из этого для совершенствования системы образования нашей республики?
– Материалы наших исследований показали, что трудовой рынок в республике пока не определяет перечень специальностей и профессий в системе вузовского образования. Этим отчасти можно объяснить низкий уровень подготовки ряда специалистов для реального сектора экономики и их востребованности.
В профессиональном научном сообществе все больше крепнет мнение, что необходимо коренным образом менять систему образования. Она должна играть опережающую роль по отношению к развитию производства, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества.