[B]Недавно в свет вышла новая монография доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, заведующего кафедрой юридического факультета СКГМИ (ГТУ) Александра ЦАЛИЕВА "Вопросы правового воспитания, повышения правосознания и правовой культуры".[/B]
Вопросы правового воспитания, повышения правосознания и правовой культуры сегодня являются приоритетными в общем спектре внутренней политики нашего государства. В своей новой книге ученый отмечает, что правосознание, будучи важной формой общественного сознания, является необходимым условием формирования демократического правового государства и одновременно – его обязательным элементом. Выдающийся философ-юрист И.А. Ильин писал, что "одной из причин распада Российской империи являлось отсутствие продуманной политики воспитания, правосознания в народе".
Вспомним нашу недавнюю историю, о чем говорится в книге. После принятия в 1918 году первой Конституции России было решено поручить Народному комиссариату просвещения РСФСР "ввести во всех без изъяна школах и учебных заведениях Российской республики изучение основных положений Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование". Аналогичная работа была организована в стране и после принятия Конституции СССР в 1936 г. Когда во всех учебных заведениях изучался курс "Основы Советского государства и права".
Сегодня ученые-юристы с горечью отмечают, что за последние тридцать лет в нашей стране отсутствует специально организованное целенаправленное правовое обучение и воспитание, а это в условиях дальнейшего осложнения социальных процессов, распространения экстремизма, терроризма, коррупции и других опасных преступлений в значительной мере актуализирует повышение роли правового воспитания. Низкий уровень правосознания приводит к тому, что не всякий человек имеет полное представление о системе российского законодательства и тем более осознает правомерность своих действий и вероятность наказания за некоторые их них. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, и всякий преступивший закон, даже если он и не подозревал об этом, впоследствии может и должен понести за свое правонарушение юридическую ответственность, предусмотренную законом.
Эта ответственность будет служить примером для всех, то есть явится своеобразной социальной педагогикой в деле профилактики правонарушений. При этом необходимо учитывать, что нормы нравственности – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, правде и неправде, достоинстве, справедливости и чести. Они не только служат отличительной чертой оценки деятельности человека и гражданина, но и выступают в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, однако не всегда соотносятся с законом. Это обусловливает необходимость согласования обоих крайне важных регуляторов поведения человека в обществе, о чем справедливо пишет А.М. Цалиев.
Необходимо также ввести курс "Основы Российского государства и права" во всех учебных заведениях страны. Об этом он неоднократно писал в средствах массовой информации и на страницах солидных академических изданий, говорил на различного уровня международных конференциях как член президиума Совета судей РФ. А.М. Цалиев пришел к выводу, что одними ведомственными усилиями указанные взаимосвязанные проблемы не решить. Нужно разработать и иметь федеральную и региональные целевые программы по правовому воспитанию. Поэтому с коллегами по Конституционному суду разработал проект республиканской целевой программы.
Хочется согласиться с профессором А.М. Цалиевым и в том, что сегодня, после принятия поправок в текст Конституции нашей страны, формирование правосознания необходимо осуществлять с их учетом.