[B]Самым первым испытанием в марафоне государственной итоговой аттестации для выпускников школ 2021 года станет итоговое сочинение. Учитывая, что эта работа – допуск к сдаче ЕГЭ, подготовка к нему не может быть пущена на самотек. Вместе с тем, для ребят, которые прилежно учились все школьные годы, написать сочинение не составит особого труда.[/B]
На вопросы одиннадцатиклассников о нюансах предстоящего испытания ответил разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей ФЕДОРОВ. Он подчеркнул: "Главная цель итогового сочинения – проверка вашей личностной зрелости, умения рассуждать на отвлеченные темы, предлагать свои ответы на философские вопросы, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения".
– Можно ли при аргументации опираться только на собственный жизненный опыт?
– Нет, обязательно должна быть опора на литературный материал.
– Имеют ли право поставить за сочинение "незачет", если в нем меньше 350 слов? Какие слова включаются в подсчет?
– Если меньше 250 слов – тогда за сочинение будет "незачет". Считаются все слова, включая служебные.
– Есть ли риск получить "незачет" по требованию №2, если в сочинении приводятся развернутые цитаты, включаются афоризмы?
– Развернутые цитаты – это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. А вот афоризмов вряд ли будет достаточно.
– Если в сочинении допущены фактические ошибки, могут ли за них поставить "незачет"?
– Они могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был "незачет", их количество должно быть критическим.
– Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?
– Вы можете их анализировать, если это поможет вам в работе, но вы не обязаны это делать.
– Если приведен пример только из одного произведения, то могут ли поставить "незачет" по критерию №1?
– Нет, не могут.
– Можно ли оспаривать утверждение, которое дано в теме (в том числе и в форме цитаты)?
– Да, вы можете либо подтвердить эту мысль, либо показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд, либо оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание
– Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?
– Да, имеет. Самое важное, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.
– Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?
– Можно, но не вместо литературного материала.
– Если в сочинении много исправлений, повлияет это на оценку?
– Нет, это не должно повлиять на оценку. Главное, чтобы исправления не мешали читать и понимать ваш текст.