Управляющий ВТБ в Республике Северная Осетия – Алания Заурбек ДЗГОЕВ рассказал, в каких объемах банком оказывается поддержка бизнесу и населению региона и какие из кредитных продуктов оказались наиболее востребованными в непростых условиях 2020 года.
– Не секрет, что во многих секторах экономики предприниматели продолжают испытывать сложности из-за ограничений, вызванных пандемией. И, безусловно, один из жизненно важных вопросов здесь – доступность финансов. Что можно сказать в этом плане по итогам трех кварталов?
– Статистика показывает, что в самое напряженное время мы смогли реально посодействовать нашим клиентам в сохранении платежеспособности и получении финансовой "подпитки" для постепенного ее восстановления. ВТБ оперативно предложил предприятиям республики, на которых так или иначе сказалась пандемия коронавируса, широкий спектр инструментов. Как известно, банк стал участником всех госпрограмм и инициатив, а также дополнил их собственными предложениями, что позволило обеспечить доступными финансами как можно больше представителей бизнеса.
В общей сложности малым и средним предприятиям Северной Осетии, пострадавшим в результате пандемии COVID-19, ВТБ предоставил кредитную помощь на сумму порядка 400 млн рублей.
Но не могу не сказать и о востребованности наших предложений в целом. С начала года наш корпоративный кредитно-документарный портфель в сегменте среднего и малого бизнеса вырос на 83%, составив к октябрю 3,4 млрд рублей. Это беспрецедентный рост для банка в республике, что говорит об актуальности продуктовой линейки ВТБ и лояльности наших условий.
– Удалось ли нарастить показатели по розничному направлению?
– Здесь также позитивная динамика. За девять месяцев текущего года ВТБ предоставил жителям республики 1,7 млрд рублей заемных средств, что на 7,6% больше, чем за аналогичный показатель прошлого года. Таким образом, розничный кредитный портфель достиг 6,7 млрд. На пике популярности по-прежнему остаются кредиты наличными, их выдачи в республике составили 1,1 млрд рублей, а доля в общем объеме портфеля – 4,1 млрд.
Также повышенный спрос сохранился на ипотечные программы. За минувшие три квартала банк прокредитовал улучшение жилищных условий населением Северной Осетии на 610 млн рублей. В итоге портфель ипотечных займов вырос на 11,3% и составил 2,1 млрд рублей.
– Такой интерес к недвижимости в республике продиктован масштабной господдержкой жилищного кредитования?
– Это сыграло свою роль. ВТБ в апреле первым из банков начал работу по новой программе госсубсидирования, предусматривающей низкую ставку по кредиту для приобретения квартир в новостройках.
Общий рост выдачи ипотеки за период с января по сентябрь составил в сравнении с прошлогодним итогом трех кварталов 16,8%. И в свете этого хочу заострить внимание, что вкупе с комфортными ценовыми условиями ВТБ смог привлечь клиентов, заметно упростив процесс оформления ипотеки. В этом году банк поэтапно перевел его в дистанционный формат, что оказалось очень своевременным в период пандемии. У заемщиков есть возможность в онлайн-формате не только подавать заявки, но осуществлять почти всю цепочку процедур.
Среди самых свежих изменений, например, – отмена требования о предоставлении основных справок в бумажном виде. То есть документы в подтверждение дохода и занятости клиента, подавшего заявку, теперь банк примет в электронном виде.
– В конце года банки обычно фиксируют сезонный всплеск спроса на кредитные продукты. Каковы ожидания в 2020-м, в условиях вновь начавшегося обострения эпидемиологической ситуации?
– Анализ текущей ситуации позволяет говорить, что региональный рынок сохраняет значительный потенциал. Пока нет серьезных предпосылок для изменения в ноябре-декабре факторов, сыгравших ключевую роль в минувшие месяцы. В частности, сохраняются привлекательные ставки по всему ассортименту займов, продолжают действовать госпрограммы с выгодными условиями и т.д. Усиливается это и теми возможностями, которые дают новые технологии. Банком успешно запущены удобные цифровые сервисы для населения и бизнеса – таким образом активно формируются экосистемы, решающие проблемы клиентов и удовлетворяющие их запросы комплексно.