[B]В Северной Осетии к концу года планируется завершить строительство одного из самых значимых объектов последних десятилетий – дороги "Кавказ" – Хурикау – Малгобек – Моздок. Инфраструктурный проект имеет стратегическое значение для всего Юга России, поскольку станет кратчайшим и самым удобным путем из центральных регионов страны в Закавказье, а в Осетии соединит два крупных города.[/B]
Реконструкция автомобильной дороги 57 км стартовала в 2019 году. Реализация проекта началась благодаря в первую очередь Главе РСО–А Вячеславу Битарову, который инициировал в 2018 году решение вопроса организации прямого транспортного сообщения между столицей Северной Осетии и Моздокским районом и добился поддержки проекта со стороны Президента РФ Владимира Путина.
Сейчас практически готово основное дорожное покрытие – грунтовая "подушка", или, на языке строителей, "одежда". Дорога будет иметь третью техническую категорию – капитальное асфальтобетонное покрытие с двумя полосами движения шириной по 3,5 метра. Общий объем вложений в строительно-монтажные работы составил 2,1 миллиарда рублей, из которых 93 процента – это федеральные средства и 7 процентов – деньги из бюджета республики. Сегодня по объездной дороге приходится преодолевать 140 км, путь занимает 2,5–3 часа. По новой дороге время проезда от Владикавказа до Моздока составит 40–50 минут.
Строительство магистрали на всех этапах мониторят специалисты, которые отмечают, что подрядчик исполняет все требования действующего законодательства. Работы производятся в строгом соответствии с технологиями. Используются качественные и надежные современные стройматериалы, прочные и долговечные технологии, для безопасности установлены барьерные ограждения. Без нареканий и асфальтовое покрытие. На дороге уже построено больше тридцати искусственных сооружений, в том числе три моста, водопропускные трубы и прочие сложные сооружения. Как заверяют специалисты, все они соответствуют нормам. На склонах над дорогой будут посеяны травы, которые укрепят их и предотвратят сползание грунта. На отдельных участках магистрали будет установлено барьерное ограждение. Вдоль всей трассы установят дорожные знаки, нанесут разметку, что обеспечит безопасность движения по трассе.
Как известно, ранее строительство стратегической дороги было приостановлено на участке близ селения Зильги, так как под угрозу было поставлено существование памятника истории федерального значения – древнего города алан, именуемого учеными как Зильгинское городище. К работе на данном участке приступили археологи сразу после того, как был получен так называемый открытый лист. С начала октября там проводятся соответствующие спасательные археологические работы. Специалисты отработали уже 90% площади, подпадающей под застройку. Все древние находки после детального исследования передадут в один из музеев республики. Руководитель археологической экспертизы Хасан Чшиев поясняет: "Это следы жизнедеятельности города: погреба, хозяйственные ямы, жилища, несколько ритуальных объектов и несколько аланских катакомб. Строители остановились, когда дошли до этого участка, и работы были "заморожены". Тогда как вся дорога уже практически завершена. В нашу задачу входит произвести охранные раскопки, что мы сейчас и делаем. По завершении нашей миссии строители продолжат свою".
Подрядчики отмечают, что работы идут по графику и обещают сдать объект к концу года.