Нет, это не риторические вопросы, а вполне конкретные, требующие такого же конкретного и максимально осознанного ответа. Ведь только с таким настроем можно и нужно становиться участником республиканского проекта, направленного на развитие химико-биологического образования в Северной Осетии.
Мы не можем себе позволить долго жить во времена высокомотивированных, но низкоквалифицированных специалистов – планку уровня знаний нужно поднимать. Тем более, это в наших же с вами интересах: качественная медицина – это надежный тыл всех социально-общественных и экономических процессов. И 2020 год стал лишним тому подтверждением. Ведь не зря ученица 7 класса Ангелина Фардзинова в числе главных причин выбора будущей профессии назвала борьбу с коронавирусной инфекцией. "Мне хочется помогать людям. Я еще однозначно не решила – больше хочу быть врачом, как моя двоюродная сестра, или же углубиться в химию, как в науку, – рассуждает девочка, которая в этом году оставила свою алагирскую школу № 3, пройдя отбор в специализированный класс на базе СОШ № 27 г. Владикавказа. – Мне бы хотелось придумать новые лекарства, которые победят различные болезни, и особенно ковид, чтобы он раз и навсегда ушел. И мне кажется, что первые нужные для этого знания я как раз сейчас и получаю". Ангелина добавила и о созданных бытовых условиях, которые только способствуют прилежной учебе: "В РФМЛИ, где мы сейчас живем, нас приняли, как родных. И кормят вкусно, и атмосфера теплая, и нам удалось подружиться с другими ребятами из математического класса. Конечно, скучаю по учителям, но и здесь уже есть любимые".
Адаптация. Через нее пришлось пройти всем участникам проекта – от учащихся до учителей. Ведь в первый год начала реализации никто не знал, какой получится идея, как удастся воплотить задуманное, а главное – будет ли она иметь отклик среди школьников? Второй набор в класс, который проходил в этом году, стал наглядным доказательством того, как много в Осетии ребят с горящими на химию и биологию глазами. Да, возможно, у них разный уровень базовых знаний, но то, что они хотят углубленно заняться изучением этих дисциплин – это факт.
"В прошлом году у нас не было такого строгого отбора, потому как мы еще не были к нему готовы. Но уже в этом мы столкнулись с колоссальным наплывом желающих и провели максимально объективный отбор в несколько этапов. Конкурс доходил до 4 человек, – рассказывает руководитель проекта "Развитие химико-биологического образования" Зарета Кантемирова. – Нынешний 7 класс – это дети, которые туда пришли с осознанно принятым решением – собственным и родительским. К слову, с родителями тоже ведется постоянная работа – мы и собрание проводили после первой четверти, и рассылаем нужную информацию через мессенджеры, и должны сказать, что это тоже дает свой положительный эффект".
Если первый набор специализированного класса одаренных детей в химико-биологическом направлении состоял преимущественно из учащихся городских школ, то в этом году увеличился охват районов республики – около 8 ребят, пятеро из которых с проживанием на базе интерната.
"На данный момент разработана достаточно насыщенная образовательная программа, и вносить в нее коррективы пока смысла нет. Например, у них в расписании три часа биологии – это достаточно много и хорошо. К тому же они изучают ее во внеурочное время на кружковых занятиях, – поясняет руководитель, подчеркивая, что у учащихся 7 и 8 классов буквально по минутам расписан каждый день. Причем в графике не только дополнительные занятия по профилю – у них запланированы различные экскурсии, мастер-классы, со второго полугодия начнется курс актерского мастерства. Все это способствует разностороннему развитию детей и помогает переключать внимание, чтобы потом с еще большим усердием концентрировать его на основных дисциплинах. – К сожалению, пандемия внесла свои коррективы, и на данный момент мы лишены возможности посещать анатомический музей в СОГМА. Но зато, что особенно важно и на это ничто не влияет – эти дети очень дружны между собой, создают благоприятную атмосферу и на занятиях, и вне их".
Внеурочная деятельность – это действительно сильное звено в цепочке алгоритма подготовки будущих химиков, биологов, медиков. Одно из любимых занятий у детей – лекции и практикумы у преподавателя
СОГМА Давида Оганесяна. Он настолько увлек ребят, что к нему просятся не только восьмиклассники, но уже и седьмой класс. Так что с третьей четверти у них будет новая графа в расписании, и даже две – кафедра анатомии медакадемии также разработала программу для учащихся 7 класса. "Эти дети заинтересованы, они дисциплинированны за счет своего внутреннего стимула к получению знаний, всегда задают вопросы, с удовольствием проходят практические занятия, – с гордостью говорит директор школы № 27 Галина Джимиева. – У них и лексика поменялась, появилось больше терминологии. Это так необычно, когда подростки со знанием дела рассказывают об антигенах, антителах или поправляют: "не больной, а с патологией".
И ведь правда, практические занятия – особая радость для ребят. "Учиться очень интересно. Мы недавно обучались навыкам оказывания первой медицинской помощи. И если бы проходили это только в теории, то вряд ли, столкнувшись с такой ситуацией, могли чем-то помочь пострадавшему, – ученику 8 класса Давиду Бестаеву наставники пророчат будущее хирурга. А мальчишка и не прочь. – Я уже накладывал швы, и мне это очень понравилось. И ребята у нас дружные, мы часто соревнуемся с ними, кто лучше знает ту или иную тему. Это подстегивает не расслабляться во время учебы".
Будущая коллега Давида Маргарита Соболева учится в 7 классе, но уже твердо намерена стать травматологом: "Мне хотелось понять, как устроен человек, зачем ему нужны определенные органы, как работают рефлексы. В будущем мечтаю помогать людям, чтобы они не страдали и не умирали из-за неквалифицированной помощи. Хочу стать одним из тех врачей, кто принесет пользу".
Ее одноклассник Артур Ревазов тоже хочет приносить пользу, только не людям, а животным, которых очень любит. "Когда я узнал от мамы о таком проекте, то захотел стать его участником, потому что уверен, что полученные здесь углубленные знания помогут мне осуществить мечту стать ветеринаром. Мое желание усилилось после того, как у самого появился питомец-инвалид: собаку без глаза никто не хотел брать, а я смог дать ей нужную заботу и уход, и она себя теперь чувствует практически полноценной".
Еще одна желающая углубленно изучать химию и биологию – Диана Кодзаева, которая попала в 8 класс благодаря проведенному дополнительному отбору: "Я хочу стать врачом, и учеба в этом классе расширяет возможности. Кроме того, я сама читаю различные пособия, изучаю болезни. А все наши дополнительные занятия воспринимаю не как уроки, а как отдых".
Заинтересованные, с горящими глазами и открытые всему новому – с этими ребятами интересно заниматься и самим педагогам, которые видят ответную реакцию учеников. Возможно, это одна из тех причин, по которой работать в школу приходят молодые педагоги и даже студенты – с такими же горящими на любимое дело сердцами.
"С этими детьми и проще, и занимательнее, потому что они заинтересованы в тебе как в источнике новых знаний. Они всегда внимательно слушают, задают вопросы по существу и сами предлагают темы для занятий, – говорит заместитель руководителя проекта Анна Иванова, которая является бакалавром факультета химии, биологии и биотехнологии СОГУ. На ее плечах лежит организаторская работа по проекту, но девушка с удовольствием решает любые задачи, потому что пришла работать сюда по призванию. – Это и интересно, и дело свое я люблю. Тем более хотелось поработать с проектом, который связан с образованием. Могу сравнить свою учебу в школе и сказать, что если бы с нами так же углубленно учили предметы, была такая ранняя профориентационная работа, то свой выбор будущей профессии я бы сделала намного раньше. Ведь эти ребята уже в 7–8 классе точно знают, куда пойдут учиться, чего хотят от этой жизни и что хотят получить в этом классе".
Свою любовь к биологии и детям хочет реализовать в этих специализированных классах и Анна Плиева, которая является магистрантом 1 курса СОГУ и планирует вести у ребят кружок биологии.
Не буду утверждать, но что-то мне подсказывает: есть такое надежное поверье, что вот такая обоюдная любовь к одному делу у наставников и учеников приводит к очень хорошим результатам. Уж не знаю, какая там природа у этой любви – химическая или биологическая, но на выходе получается все как надо. Причем надо и участникам проекта, и республике, которая ждет новое поколение квалифицированных биологов, палеонтологов, врачей и химиков.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.