[B]В свое время председатель Комитета по культуре Государственной думы РФ, знаменитый кинорежиссер Станислав ГОВОРУХИН назвал Мемориальный музей-усадьбу художника Н.А. Ярошенко миротворческим центром на Кавказе.[/B]
И это действительно так, потому что музей в Кисловодске объединил вокруг себя деятелей культуры, политиков, меценатов, ценителей искусства и художественного слова.
Атмосферу любви и дружбы многие годы создавала директор музея Нина Бескровная – автор книги "О прошлом память сохрани…" В новое издание включены, казалось бы, два различных документальных повествования, но они объединены общей темой – возданием должного величию Кавказа пером и кистью.
"Петербуржский" и "кавказский" художник Николай Ярошенко как-то произнес пророческие слова: "Я пишу то, что дает мне жизнь в настоящее время, и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это запишется в историю". С ним согласились бы и его друзья – один из основоположников профессионального художественного искусства на Северном Кавказе Ислам Крымшамхалов и основоположник осетинского литературного языка и традиций живописи в Осетии Коста Хетагуров. Три художника – три уникальные судьбы. Их талант и мужество, светлый ум и благородство высоко ценились еще современниками, а их просветительская деятельность заслуживает отдельного разговора. "Негасимый свет художника И.А. Ярошенко" – в первой части книги с таким названием автор всесторонне рассматривает пути-дороги своего героя, наиболее ярких его сподвижников. Наряду с различными свидетельствами публикуются работы художника и его коллег, виды современной усадьбы.
Еще более интересной для осетинского читателя окажется вторая часть книги с говорящим названием: "Две мятежные судьбы. О некоторых совпадениях в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова и К.Л. Хетагурова". Совпадений, действительно, много, начиная с даты рождения и заканчивая штрихами жизни и творчества. Автор, анализируя различные факты, с горечью констатирует: "Сыновья одного века, будучи наделены лучшими человеческими качествами, мечтали своим благородным горением, своим неприятием войны пробудить в людях отвращение к ней. В отличие от Лермонтова Хетагуров надеялся, что вражда и отчаяние все-таки уступят дорогу надежде человечества на справедливое мироустройство – без войн, национальных, межгосударственных и социальных распрей. Все народы сольются в одну семью, при этом не потеряют своих характерных особенностей и, наконец, обретут искомое счастье. К сожалению, страшные войны, ненависть друг к другу продолжаются. Потомки все еще глухи к призывам великих поборников справедливости на земле". Дополним – глухи те потомки, которые не читают произведения гениев-гуманистов. Будем же надеяться на лучшее, а служителей музея-усадьбы поблагодарим за подвижничество, желание объединить Кавказ с помощью исторического наследия мастеров кисти.
Книга издана в Кисловодске достаточно скромным тиражом. Меж тем она могла бы объять теплотой души автора самый широкий круг читателей...