Так уж устроен мир, что харизматичные личности порой воспринимаются окружающими неоднозначно. Одни их просто обожают, другие относятся хотя и сдержанно, но с уважением, третьи, а это большинство – равнодушно, а четвертых просто передергивает при одном лишь упоминании их имен. Так и вокруг имени Созрыко всегда роились слухи и ломались в спорах копья. Одни, как журналистка Аланка Уртаты, превозносили его до небес: "И тогда я стала спрашивать всех, есть ли в Осетии мудрый и достойнейший старец, к которому бы все, даже правители, шли за советом. Сказали, что был такой – Созрыко Цагараев. Он видел в Лаце во время куывда на небе Уастырджи. Присутствовавшие возроптали: "Мы не видели, а он увидел?!" На что Созрыко ответил: " Потому что это мне дано!" (Уртаты А. Уроки Беслана. Момент истины). Другие, как известный краевед Генрий Кусов, считали Созрыко знатоком обычаев, старинного уклада жизни, а в общении – простым и душевным человеком. Третьи, как заместитель председателя совмина Иван Гапбаев, когда требовалось узнать позабытую деталь из прошлой жизни, говорил: "Идите к Созрыко, он все знает". Видимо, так думал не только Гапбаев. На кадрах видео запечатлено общение Созрыко с видными учеными В.Х. Тменовым и Х.В. Дзуцевым. Он хранил в памяти знания о прошлом, был для местных этнографов и историков "ходячей энциклопедией". Со слов этнолога Дианы Сокаевой, Созрыко пояснял ученым, как именно проявлял себя дух болезней, эпидемии и эпизоотии Рыныбардуаг в разных ситуациях (Архив СОИГСИ О. 1 Д. 645. Инв. номер 1.955. Л. 132). Цагараев часто заходил в Национальный музей и подолгу общался с его сотрудниками, рассказывая о старых временах и нравах. Четвертые, как заслуженный работник культуры РФ Эльбрус Кантемиров, видели в Созрыко сильнейшего мага, искусного кузнеца и непревзойденного рассказчика. Так кем же в действительности был этот необыкновенный человек?
Созрыко Кудабердович Цагараев родился в 1902 году. Проучился в школе села Хидикус 3 года. Почти всю свою жизнь проработал в отцовой кузне. Участвовал в Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, имел 9 боевых наград. Затем его труд также был отмечен многими наградами. Председательствовал в колхозах "Победа" и "Старый большевик". В свободное от работы время записывал народные песни и сказания (Архив СОИГСИ, Ф. Фольклор. Оп. 1. Д. 635. С. 3). Написанные им притчи и сказания, на наш, возможно, и несправедливый взгляд, ни красотами стиля, ни глубиной содержания, ни совершенством формы не отличались. По этой причине их не спешили публиковать или помещать в какую-нибудь антологию. Следовательно, разговоры о том, что он был природным самородком, алмазом без огранки, сиречь совершенно неграмотным, не соответствуют истине. Вспомним свидетельство Э. С. Кантемирова о том, что Созрыко был непревзойденным рассказчиком. Кадры видео это подтверждают. С хорошей дикцией, громко, звучно, без передышки и пауз, проговаривая каждое слово и каждый слог, Созрыко произносил свою речь как выстраданную и хорошо обдуманную. Как свободно, гладко и мелодично лились его слова, будто напрочь лишенные шипящих звуков, так присущих нашей речи.
Люди раскрывали рты от удивления, когда он что-то рассказывал, но вот беда – перенести свою речь на бумагу не мог. "Это был великий мистификатор, – подливает масла в огонь знакомый журналист, – за него писал кто-то другой".
О том, какое участие в общественной жизни принимал Цагараев, красноречиво свидетельствует один факт. В 1991 году праздник Хетаджы Уастырджи обрел статус официального. Молитву к Всевышнему от имени всего осетинского народа вознес Созрыко Кудабердович Цагараев. Так было и в последующие годы, до 1994-го включительно.
При жизни Созрыко был своего рода визитной карточкой республики. Всех иностранцев, охочих до экзотики, свозили к нему домой толпами, и он всегда оправдывал ожидания как самих туристов, так и властей. Это говорит о том, что в нем умер незаурядный актер. Нельзя не восхищаться при просмотрах старого видео тому, как он держится на публике. Вот молодая англичанка в рваных по моде джинсах обращается к нему на ломаном осетинском языке. Переводчица рвется помочь ей, но Созрыко, звеня многочисленными орденами и медалями на черкеске, царственно машет рукой: пусть говорит, пусть ошибается, главное, у нее есть желание общаться, стать ближе к народу, к кому она приехала в гости.
На многочисленных сайтах, в рассказах знатоков ни слова нет о такой стороне личности Созрыко, как целителя и мага. Между тем, по свидетельству Э. С. Кантемирова, хорошо его знавшего, к кому Созрыко тепло относился, в Осетии ни в прошлом, ни в настоящем не было мага, равного ему по силе дарования. Под колдовством народ понимает знание особых техник воздействия на чужое сознание с целью его подчинения.
Фигура традиционного знахаря не мыслится без глубокого знания заговорно-заклинательной практики. А главное, без контактов с потусторонними силами. Фольклор отразил встречи Созрыко с чертями, из которых выходил целым и невредимым. Опять-таки, исключительно с его слов. Как бы то ни было, относить Созрыко к обычным традиционным знахарям было бы неверно. Такое сравнение принижает масштаб его дарования. Не будем забывать, Созрыко был еще и кузнецом. Как отмечал патриарх осетинской этнологии Л. А. Чибиров, "кузнец у осетин, абхазов, грузин считался субъектом суеверного страха, его наделяли сверхъестественными способностями, он (кузнец) выступал в роли жреца и лекаря" (Чибиров. Традиционная духовная культура осетин. 2008. С. 115).
Славились железные амулеты Созрыко, кузнечьи книги – "куырдычиныг". Как он сам говорил: "Человеку с моим амулетом не страшны козни девятерых мулл". У предков осетин–скифов, сарматов и аланов, исповедовавших шаманизм, кузнец считался обладателем той же магической силы, что и шаман. Главными их духами-помощниками были родовые предки, от которых они обретали магическую силу вплоть до способности губить людей. Словом "коварство" обозначали все, что сковано, вот почему кузнец внушал страх. Даже общение с ним воспринималось как опасность. Кузнец в определенные дни, обычно по средам, рано утром, так, чтобы никто не видел и не заговорил с ним, шел на кузню вздуть огонь. После молитвы накалял полоску железа, на еще горячем металле делал зубилом только ему известные зарубки, окунал в воду и отламывал готовые амулеты. Амулет зашивали в красный сафьян, обычно это делали средняя сестра или, если ее не было, средний член семьи. Обшивая амулет, игла не должна была касаться его. Потом делали петлю и подвешивали на грудь. Воду из-под амулета – "кузнечную воду" – после обжига принимали внутрь как сильнейшее целебное средство. Ее давали душевнобольным людям.
Созрыко ковал такие вещи, которые были не под силу обыкновенным кузнецам. Говорят, в тридцатых годах ХХ века на одной из городских ярмарок Владикавказа он принял участие в соревновании кузнецов. Среди них были знаменитые казачьи кузнецы из станицы Архонской. Созрыко в этом соревновании победил и взял приз. Знавшие его люди осторожно спрашивали, честно ли победил, на что он с хитрой улыбкой отвечал: "Раз победил, значит, честно".
Созрыко на горной речке построил мельницу, а к мельникам тоже особое отношение. Они приравнивались к кузнецам. Мельник, водившийся с нечистыми духами, наделялся статусом колдуна. Его боялись, так как поверья приписывали мельнице зловещую роль, вблизи от нее иногда гибли люди и скот. Как говорит Эльбрус Кантемиров, редко кто из осетин так истово и умело молился, как Созрыко. В своих молитвах он был обстоятельным, ничего не забывал. Созрыко выступал, как великие ораторы эпохи античности. Поражала не только образность лексических средств, но и строгая логика. Как и любой осетин, Созрыко, ссылаясь на высших существ, четко определял порядок их почитания, указывая каждому его место.
Испуг и сглаз Созрыко лечил сплевыванием. Согласно поверьям слюна избранных людей обладала целебной силой. Способность Созрыко влиять на чужую психику изумляла всех. Это говорит о том, что он знал самые изощренные методики внушения и гипноза, ставящие его на одну доску с великими магами прошлого и выдающимися современными психотерапевтами.
Созрыко хорошо знал лекарственные травы. Так, изображения растения синие колокольчики – "доны чызджыта" – вышивали на рукавах одежды, они считались оберегом. Созрыко назвал это растение "халсаскъ" и советовал пить его отвар при болезнях желудка.
Любопытнее всего, что ни в одном из руководств по лекарственным растениям о применении витекса священного при заболеваниях желудка не говорится. В осетинской народной медицине это растение применяется в качестве ранозаживляющего средства, а слизь его корня для фиксирующих повязок при переломах костей. Стало быть, применение витекса при болезнях желудка – это открытие Созрыко.
Если бы судьба была благосклоннее к Созрыко, он мог бы стать одним из столпов общества. Со слов знавших его людей, в его речах постоянно звучала тема единства народа, как он мал в этом огромном мире, и поэтому надо держаться друг за друга. Пока же этого нет, сокрушался Созрыко, людей разобщают споры, кто влиятельнее, чье ущелье лучше... Похоже, чаяния неординарного человека и сегодня актуальны.