Раньше такие пугающие истории случались в основном на Западе. Но и в России уже известно шесть случаев нападения на учебные заведения. Это наследие так называемого Колумбайна, к сожалению, сегодня представляет угрозу для всех.
Какие меры нужно применять, чтобы такие случаи не повторились? С этим вопросом мы обратились к специалистам, которые так или иначе отвечают за безопасность школ, подрастающих поколений, их духовно-нравственное воспитание и психологическое здоровье.
Главный детский психиатр МЗ РСО–А Эрик Кодзаев поделился своим мнением по этому поводу. Он считает, что это сформировавшаяся субкультура со своими сторонниками и последователями, которую можно включить в ранг секты.
– Как правило, у стрелков нет каких-то определенных целей, эти личности обычно редко обращают внимание на последствия, которые могут коснуться их самих. Даже сейчас есть разные мнения, что может быть в основе девиантного поведения. Прежде всего – это семья, социум, школа и какие-то конкретные направления и увлечения. Но зачастую причина в самих личностях, они бывают закрытыми от общества и часто подвергаются буллингу (травле). Нередко эта травля и становится причиной психического расстройства ребенка, которое приводит к непоправимым последствиям. Когда проводились проверки после актов нападения на учебные заведения, зачастую выяснялось, что ранее над несовершеннолетними совершались акты агрессии и психологического давления. Могло это происходить со стороны родителей, преподавателей и сверстников.
Стрелок необязательно должен быть из неблагополучной семьи, как это может показаться на первый взгляд. Возьмем в пример трагедию в Перми. 20 сентября 2021 года на Пермский государственный университет было совершено нападение со стороны восемнадцатилетнего молодого человека, вооруженного турецким гладкоствольным ружьем. В результате семь человек погибли и множество пострадали. Стрелок оказался студентом юридического факультета ПГУ и готовился стать судебным медэкспертом. Он был из благополучной семьи и неплохо учился. Однако в одной из социальных сетей молодой человек указал на ненависть к человечеству.
Такие личности, считаю, изначально психически нездоровы. Они не становятся такими после чего-то, зачастую тот факт, что они нездоровы, принято скрывать. Дети живут с этим какое-то время, но в конце концов срабатывает определенный триггер, который и способствует выплеску агрессии. Триггером может быть что угодно: от внутрисемейных проблем вплоть до компьютерных игр. Не имеется в виду, что игры могут побудить любого ребенка к совершению подобного акта нападения. Это происходит только в том случае, если ребенок изначально психически нездоров и не отличает виртуальную реальность от жизни. Людей, склонных к подобным актам нападения, можно выявить по ряду признаков: подавленное настроение, сложные взаимоотношения с социумом или же неординарные высказывания. Эти пункты уже могут говорить о том, что с человеком что-то не так.
В последнее время участились звонки о минировании различных объектов, в том числе и учебных заведений. Как сегодня защищены школы от разных нештатных и непредвиденных ситуаций? Рассказывает заместитель главы АМС г. Владикавказа Казбек МАМАЕВ.
– Безусловно, тревогу вызывает то, что и у нас в стране участились случаи, когда подросток приносил в школу оружие, чтобы разобраться с "обидчиками". Во время допроса один из них – "казанский стрелок" – сказал, что 1 апреля 2021 года осознал себя богом. Поняв, что "может сделать все, что угодно", он начал готовиться к массовому убийству в школе. Получил лицензию на приобретение огнестрельного гладкоствольного оружия, а через два дня отправился в Йошкар-Олу, где купил ружье. 11 мая подросток написал в своем Telegram-канале, что планирует "застрелить огромное количество биомусора" и застрелиться сам, опубликовал селфи и отправился в гимназию…
Это один печальный эпизод, но необходимо иметь в виду, что правоохранительными органами пресечено на стадии подготовки значительное количество преступлений в средних учебных заведениях, которые замышляли подростки.
Проводившийся различными структурами анализ рассматриваемых преступлений показывает, что их предотвращение возможно в основном на стадии подготовки. Когда человек уже взял в руки оружие, только специалисты в силах его нейтрализовать. Это не может не вызывать обоснованного беспокойства органов местного самоуправления, в чьём ведении находится большинство средних образовательных учреждений города.
Напомню, муниципальная сфера образования г. Владикавказа состоит из 103 подведомственных образовательных учреждений: 43 муниципальных общеобразовательных учреждений, 59 дошкольных образовательных учреждений и 1 объединенного центра дополнительного образования в составе 8 структурных подразделений. Муниципалитет и администрации образовательных учреждений обеспечивают антитеррористическую защищенность и пожарную безопасность объектов образования, личную безопасность детей и школьников в рамках располагаемых возможностей. Все подведомственные объекты образования оснащены тревожной сигнализацией, выведенной на пульты городского Отдела вневедомственной охраны и ЧОПов. Осуществляется физическая охрана через привлечение охранных услуг частных охранных организаций. Физическая охрана объектов образования осуществляется в рабочее время, в период дневного пребывания детей и школьников: детские сады – с 7:00 до 19:00 час., школы – с 8:00 до 19:00 час. Круглосуточно охраняется одно учреждение – МБДОУ №52 – детский сад с круглосуточным пребыванием детей. В ночное время охрана осуществляется сторожами. В зданиях образовательных учреждений, согласно требованиям, функционирует сеть систем наружного видеонаблюдения, выведенных на мониторы органов внутренних дел и Управления информационных технологий и связи АМС г. Владикавказа.
В образовательных учреждениях усилены меры и продолжаются соответствующие профилактические мероприятия по обеспечению безопасности, в том числе, внеплановые инструктажи сотрудников охраны и персонала по вопросам безопасности, практические тренировки с эвакуацией обучающихся при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и террористических актов. Ведется контроль за надежным функционированием систем жизнеобеспечения, исправной работой тревожной сигнализации, домофонов, охранно-пожарных систем и телефонной связи, недопущением несанкционированного доступа посторонних лиц на объекты образования.
Необходимо понимать, что основная тяжесть воспитательной работы в отношении детей ложится на плечи родителей. Это их первоочередная задача – выявить проблемы своего ребёнка, совместно с учителями установить их причины и также совместно их устранять. И еще информация для отцов учащихся. В случаях наличия в доме охотничьего или травматического оружия, необходимо обеспечить правильное хранение, исключающее доступ к нему. Несомненно, этого требует от владельца оружия и полиция, но и нам нелишне напомнить об этом.
Безусловно, руководству средних школ необходимо активизировать работу с родителями учащихся, ориентируя их на усиление внимания к поведению детей, кругу их общения, на возможные обиды на ровесников и учителей, и особенно их переписке в социальных сетях. Родители одноклассников и друзей должны взаимодействовать в данном вопросе. Возможно, такая, на первый взгляд, излишняя бдительность, убережет их ребенка от беды. Мы должны использовать все доступные и законные способы, чтобы снизить вероятность подобных инцидентов.
Как считают специалисты, проблему нужно искоренять не "снизу, а сверху". То есть не запрещать оружие, а работать с детьми и их родителями. Большинство ведь вопросов идет именно из семьи. Многие считают, что основная проблема таких случаев – это оружие. Но, к сожалению, это не так. Если человек настроен осуществить свой злой замысел, он попытается достать оружие и без лицензии. Иногда это, к сожалению, удается.
А вот мнение человека, который много лет работает с оружием, обучает стрельбе детей и взрослых. Борис КАНТЕМИРОВ, председатель регионального отделения ДОСААФ России в Северной Осетии, председатель Федерации практической стрельбы, рассказал о порядке получения лицензии на оружие:
– Есть два критерия получения оружия: с 18 лет человек может получить разрешение на ношение гладкоствольного оружия и с 21 года – на оружие ограниченного поражения, оно же травматическое оружие. Для того чтобы получить нарезное оружие, у человека должен быть стаж владения гладкоствольным оружием пять лет. Также необходима справка об отсутствии судимости, медицинская справка, которая свидетельствует о состоянии здоровья. При наличии всех справок человек приходит в центр и проходит базовый курс по правильному обращению с оружием. В экзамен входят не только правила владения оружием, но и знание законодательства об оружии. Экзамен принимается в присутствии представителя лицензионно-разрешительной системы.
Меня возмущает то, что после каждого случая нападения на учебные заведения начинают ужесточать правила именно в отношении оружия, но никто не задумывается над тем, чтобы усилить охрану в тех же школах или университетах. После трагических случаев в Перми и Казани кроме поправок в законодательстве об оружии – ничего не поменялось. Изначально ведь проблема не в оружии, а в психологическом состоянии детей. А эту проблему решать никто не хочет: тем временем у нас есть немало "бесхозных" детей, которыми никто не занимается.
Также Борис Кантемиров высказался по поводу недавнего происшествия на Карцинском шоссе: "Что касаемо инцидента на Карцинском шоссе, там использовалось два оружия – карабин "Сайга" и травматическое оружие. "Сайга" считается охотничьим ружьем, его можно носить с собой когда ты вышел из дома и едешь на охоту, также носитель оружия должен иметь при себе путевку. У тех молодых людей ее не было, да и сомневаюсь, что вечером они ехали на охоту. Что касаемо травматического оружия, его носить с собой можно, но применяется оно только с случае самообороны".
Б. Кантемиров озвучил еще одну проблему: "К слову, у нас есть ЧОП, но мы даже не заявляемся на охрану учебных заведений, потому что там настолько копеечные контракты, что иногда даже не дотягивает до МРОТ. Можно ли здорового мужчину, который будет реально охранять, отправить работать за 10 тысяч руб.? Учитывая то, что ему еще надо поддерживать форму, заниматься, тренироваться, учиться и так далее. Именно поэтому туда и направляются пенсионеры, однако, в случае нападения на объект, они не создадут никакой преграды. Да, возможно, такой охранник нажмет на тревожную кнопку, она сработает быстро, но за те пару минут, пока приедут специалисты можно очень много бед натворить. Поэтому я считаю, что охрана в учебных заведениях должна быть высокой квалификации.
И вот что еще необходимо сделать: прежде всего, поставить барьер пропаганде насилия, жестокости, разврата. Да, мы не можем повлиять на Интернет, но ведь это идет и с государственных каналов. Ну, и второе: нужно усилить систему безопасности в местах массового скопления. И это касается не только учебных заведений, есть много мест, которые также нуждаются в охране...
Да, действительно, люди, которые отвечают за систему безопасности социальных объектов, всегда должны быть начеку. Но главное, пожалуй, все же духовно-нравственное воспитание детей. И в первую очередь в этом направлении надо работать дома – родителям, бабушкам, дедушкам. А помогать им должна школа: учителя, наставники, психологи. И только так – совместными усилиями мы сможем воспитать достойных граждан, которые будут выяснять отношения только на спортивных аренах, а самоутверждаться – на интеллектуальных площадках.